Астрономический календарь на март 2023 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 марта – Луна (Ф= 0,72+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
2 марта – Венера проходит в полградуса севернее Юпитера,
2 марта – Меркурий проходит в градусе южнее Сатурна,
3 марта – Луна (Ф= 0,87+) в нисходящем узле своей орбиты,
3 марта – Луна (Ф= 0,87+) в апогее своей орбиты на расстоянии 405890 км от центра Земли,
4 марта – Луна (Ф= 0,9+) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44),
6 марта – Луна (Ф= 0,98+) проходит севернее Регула, 0,98+.
7 марта – полнолуние,
10 марта – Луна (Ф= 0,92-) проходит севернее Спики,
13 марта – покрытие Луной (Ф= 0,63-) звезды сигма Скорпиона при видимости в Сибири,
14 марта – максимум действия метеорного потока гамма-Нормиды (ZHR= 6) из созвездия Наугольника,
14 марта – Луна (Ф= 0,62-) проходит севернее Антареса,
15 марта – Луна в фазе последней четверти,
15 марта – Луна (Ф= 0,41-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
15 марта – Нептун в соединении с Солнцем,
16 марта – Меркурий проходит в полградуса южнее Нептуна,
17 марта – Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
19 марта – Луна (Ф= 0,07-) в перигее своей орбиты на расстоянии 362698 км от центра Земли,
19 марта – Луна (Ф= 0,06-) проходит южнее Сатурна,
20 марта – весеннее равноденствие,
21 марта – Луна (Ф= 0,01-) проходит южнее Нептуна,
21 марта – новолуние,
22 марта – Луна (Ф= 0,01+) проходит южнее Меркурия,
22 марта – Луна (Ф= 0,05+) проходит южнее Юпитера (покрытие при видимости в Южной Америке),
24 марта – Луна (Ф= 0,07+) в восходящем узле своей орбиты,
24 марта – Луна (Ф= 0,09+) проходит южнее Венеры (покрытие при видимости в юго-восточной Азии),
24 марта – Луна (Ф= 0,12+) проходит севернее Урана,
28 марта – Меркурий проходит в 1,3 гр. севернее Юпитера,
28 марта – Луна (Ф= 0,45+) проходит севернее Марса,
28 марта – Луна (Ф= 0,48+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
29 марта – Луна в фазе первой четверти,
30 марта – Венера проходит в 1,2 гр. севернее Урана,
31 марта – Луна (Ф= 0,72+) в апогее своей орбиты на расстоянии 404921 км от центра Земли,
31 марта – Луна (Ф= 0,72+) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44).

Солнце движется по созвездию Водолея до 12 марта, а затем переходит в созвездие Рыб. Склонение центрального светила постепенно растет, достигая небесного экватора 20 марта (весеннее равноденствие), а продолжительность дня за месяц быстро увеличивается от 10 часов 43 минут до 13 часов 02 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 26 до 38 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в  журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу марта в созвездии Тельца при фазе 0,66+. 1 марта яркая Луна (Ф= 0,67+) перейдет в созвездие Близнецов, достигая здесь максимального северного склонения. В созвездие  Рака ночное светило перейдет 3 марта при фазе 0,85+. На следующий день Луна (Ф= 0,9+) пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44), а 5 марта перейдет в созвездие Льва при фазе 0,94+. Здесь 6 марта ночное светило пройдет севернее Регула при фазе 0,98+. В созвездии Льва Луна примет фазу полнолуния 7 марта, наблюдаясь всю ночь. 8 марта яркий лунный диск перейдет в созвездие Девы, где 10 марта пройдет севернее Спики при фазе 0,92-. Затем ночное светило устремится к созвездию Весов, в которое войдет 11 марта при фазе 0,84-. Здесь Луна пробудет до 13 марта, когда при фазе 0,69- вступит в созвездие Скорпиона. 14 марта лунный овал (Ф= 0,62-) пройдет севернее Антареса, и в этот же день пересечет границу созвездия Змееносца при фазе 0,57-. Здесь 15 марта Луна примет фазу последней  четверти, а при фазе 0,48- перейдет в созвездие Стрельца. В этом созвездии Луна пробудет до 17 марта,  когда перейдет в созвездие Козерога при фазе 0,24-. Здесь стареющий серп пробудет до 19 марта, когда при фазе 0,08- вступит в созвездие Водолея. Здесь в этот день лунный серп (Ф= 0,06-) пройдет южнее Сатурна, а 21 марта при фазе 0,01- пройдет южнее Нептуна. В этот день Луна перейдет в созвездие Рыб и примет фазу новолуния. 22 марта Луна (Ф= 0,01+) пройдет южнее Меркурия, перейдет в созвездие Кита и вновь вступит  в созвездие Рыб, где при фазе 0,02+ пройдет южнее Юпитера (покрытие при видимости в Южной Америке). 23 марта Луна (Ф= 0,05+) достигнет созвездия Овна, где 24 марта при фазе 0,09+ покроет Венеру (видимость в юго-восточной Азии), а 25 марта (Ф= 0,12+) пройдет севернее Урана. В этот же день растущий серп войдет в созвездие Тельца при фазе 0,18+. 26 марта Луна при фазе около 0,24+ будет находиться между Плеядами и Гиадами, затем пройдет севернее Альдебарана и устремится к созвездию Близнецов, в которое войдет 28 марта при фазе 0,44+. Здесь в этот день Луна пройдет севернее Марса при фазе 0,45+, а 29 марта примет фазу первой четверти. 30 марта лунный овал (Ф= 0,65+) достигнет созвездия Рака, где 31 марта при фазе 0,72+ еще раз за месяц пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44). В этом созвездии Луна закончит свой путь по мартовскому небу при фазе 0,76+.

Меркурий движется в одном направлении с Солнцем  по созвездию Козерога, 1 марта переходя в созвездие Водолея, а 16 марта – в созвездие Рыб. Быстрая планета первую половину месяца видна на утреннем небе (лучше всего в южных районах страны). 17 марта Меркурий пройдет верхнее соединение с Солнцем и перейдет на вечернее небо. Элонгация Меркурия уменьшается от 15 до 1 градуса к западу от Солнца, а после соединение увеличивается до 12 градусов к востоку от Солнца. Блеск планеты увеличивается от -0,5m до -2m к соединению с Солнцем, а затем уменьшается до -1,3m. Видимый диаметр Меркурия составляет около 5 секунд дуги, а фаза планеты увеличивается к соединению с Солнцем от 0,9 до 1, а затем уменьшается до 0,9.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб, 16 марта переходя в созвездие Овна. 24 марта близ Венеры пройдет Луна (покрытие, видимое в юго-восточной Азии). Угловое расстояние от Солнца увеличивается от 30 до 37 градусов к востоку от Солнца. Планету можно найти на вечернем небе. Видимый диаметр Венеры увеличивается от 12” до 14”, а фаза уменьшается от 0,85 до 0,77 при блеске около -4m. В телескоп виден небольшой овал без каких-либо деталей на поверхности.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца, 26 марта переходя в созвездие Близнецов. Планета имеет вечернюю и ночную видимость, которая постепенно ухудшается. Блеск Марса за месяц уменьшается от +0,4m до +1m, а видимый диаметр от 8 до 6 секунд дуги. В телескоп наблюдается крохотный диск с деталями на поверхности планеты. Идет благоприятный период для визуальных и фотографических наблюдений Марса в 2023 году.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Газовый гигант наблюдается на вечернем небе. 2 марта Юпитер пройдет в полградуса южнее Венеры. 22 марта близ Юпитера пройдет Луна (покрытие, видимое в Южной Америке). Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается за месяц от 34” до 33” при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея. Окольцованную планету можно найти на утреннем небе. Блеск планеты составляет около +1m при видимом диаметре более 15”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет около 10 градусов.

Уран (6m, 3,5”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна близ слабой звезды сигма Овна (5,5m). Планета находится на вечернем небе. Уран может быть найден при помощи бинокля, а в безлунные ночи его можно разглядеть невооруженным глазом. Увидеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Водолея (5 марта переходя в созвездие Рыб) южнее звезды лямбда Psc (4,5m). Планета находится на вечернем небе, 15 марта вступая в соединение с Солнцем. После соединения Нептун перейдет на утреннее небо, но наблюдать Нептун в средних широтах страны можно будет лишь в апреле. Найти планету (в  период  видимости)  можно  в бинокль с использованием звездных карт Астрономического календаря на 2023 год.  Диск планеты различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: ZTF (C/2022 E3) и ZTF (C/2020 V2). Первая при максимальном расчетном блеске около 9m движется по созвездиям Тельца и Эридана. Вторая перемещается по созвездиям Андромеды и Треугольника при максимальном расчетном блеске около 10m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самой яркой будет Церера (около 7m) в созвездии Волос Вероники. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Долгопериодические переменные звезды месяца. Данные по переменным звездам (даты максимумов и минимумов) можно найти на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 14 марта в максимуме действия окажутся гамма-Нормиды (ZHR= 6) из созвездия Наугольника. Это – южный поток со склонением радианта -50 градусов. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в АК_2023 – http://www.astronet.ru/db/msg/1855123