Наблюдения за звёздным небом в мае 2018 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

Наблюдения за звёздным небом

3 мая – долгопериодическая переменная звезда R Малого Льва близ максимума блеска (6m),
4 мая – Луна (Ф= 0,78-) близ Сатурна,
4 мая – Луна (Ф=0,78-) в максимальном склонении к югу от небесного экватора,
6 мая – максимум действия метеорного потока эта-Аквариды (часовое зенитное число 40 метеоров),
6 мая – Луна (Ф= 0,7-) проходит апогей своей орбиты на расстоянии 404460 км от центра Земли,
6 мая – Луна (Ф= 0,7-) близ Марса,
7 мая – Луна (Ф= 0,56-) в нисходящем узле своей орбиты,
8 мая – Луна в фазе последней четверти,
8 мая – астероид Евномия в противостоянии с Солнцем,
9 мая – Юпитер в противостоянии с Солнцем,
9 мая – долгопериодическая переменная звезда RS Лебедя близ максимума блеска (6m),
10 мая – Луна (Ф= 0,28-) близ Нептуна,
10 мая – долгопериодическая переменная звезда R Девы близ максимума блеска (6m),
13 мая – Меркурий проходит в 2,2 гр. южнее Урана,
13 мая – Луна (Ф= 0,05-) близ Меркурия и Урана.
15 мая – новолуние,
15 мая – долгопериодическая переменная звезда R Лебедя близ максимума блеска (6,5m),
16 мая – Венера в перигелии своей орбиты,
16 мая – долгопериодическая переменная звезда R Треугольника близ максимума блеска (5m),
16 мая – покрытие Луной (Ф= 0,01+) Альдебарана при видимости в северных широтах,
17 мая – Луна (Ф= 0,05+) близ Венеры,
17 мая – Луна (Ф= 0,08+) проходит перигей своей орбиты на расстоянии 363772 км от центра Земли,
18 мая – Луна (Ф= 0,13+) в максимальном склонении к северу от небесного экватора,
20 мая – Луна (Ф= 0,31+) близ звездного скопления Ясли – М44,
20 мая – Луна (Ф= 0,32+) в восходящем узле своей орбиты,
22 мая – Луна (Ф= 0,5+) близ Регула,
22 мая – Луна в фазе первой четверти,
27 мая – Луна (Ф= 0,96+) близ Юпитера,
29 мая – полнолуние,
29 мая – долгопериодическая переменная звезда RT Лебедя близ максимума блеска (6m),
31 мая – долгопериодическая переменная звезда R Змееносца близ максимума блеска (6,5m).

Солнце движется по созвездию Овна до 14 мая, а затем переходит в созвездие Тельца и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 15 часов 23 минут в начале месяца до 17 часов 09 минут в конце мая. С 22 мая в вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними (до 22 июля). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за май месяц возрастет с 49 до 56 градусов. Чем выше к северу, тем продолжительность ночи короче. На широте Мурманска, например, темное небо можно будет наблюдать лишь в конце лета. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод»).

Луна начнет движение по небу мая почти при полной фазе в созвездии Весов близ Юпитера, в этот же день побывав в созвездии Скорпиона. 2 мая яркая Луна перейдет во владения созвездия Змееносца, пройдя здесь севернее Антареса и наблюдаясь низко над южным горизонтом. В созвездие Стрельца ночное светило (Ф=0,87-) вступит 3 мая, где на следующий день пройдет севернее Сатурна при фазе около 0,78- близ максимального склонения к югу от небесного экватора. Севернее Марса лунный овал пройдет 5 мая при фазе 0,7-, а на следующий день перейдет в созвездие Козерога. Здесь Луна 8 мая примет фазу последней четверти, наблюдаясь в предрассветные часы над восточным горизонтом (близ апогея своей орбиты). В этот же день уже лунный серп (Ф= 0,43-) пересечет границу созвездия Водолея, где пройдет близ Нептуна при фазе 0,28- 10 мая. На следующий день тающий серп (Ф= 0,2-) перейдет в созвездие Рыб, а 12 мая проведет в созвездии Кита, уменьшив фазу до 0,1-. 13 мая стареющий месяц проведет в созвездии Рыб, пройдя в этот же день южнее Меркурия и Урана. 14 мая Луна вновь посетит созвездие Кита и в этот же день перейдет в созвездие Овна, чтобы 15 мая перейти в созвездие Тельца. Здесь в этот день наступит новолуние. Появившись на следующий день на вечернем небе, молодой месяц покроет при фазе 0,01+ звезду Альдебаран при видимости в северных широтах, а 17 мая пройдет южнее Венеры (Ф= 0,05+). 18 мая серп Луны (Ф= 0,1+) посетит созвездие Ориона, а затем перейдет в созвездие Близнецов. Здесь растущий серп пройдет точку максимального склонения к северу от небесного экватора близ перигея своей орбиты, наблюдаясь высоко на вечернем небе. В созвездие Рака лунный овал вступит 19 мая при фазе 0,25+, а 20 мая пройдет южнее звездного скопления Ясли – М44 (близ восходящего узла своей орбиты). 21 мая лунный овал перейдет во владения созвездия Льва при фазе 0,4+ и пойдет на сближение с Регулом, севернее которого пройдет 22 мая, вступив в фазу первой четверти. В созвездие Девы яркий лунный овал (Ф= 0,67+) перейдет 23 мая, где 26 мая пройдет севернее Спики при фазе 0,87+, наблюдаясь достаточно низко над горизонтом. 27 мая яркий лунный диск (Ф= 0,93+) перейдет в созвездие Весов, и в этот же день пройдет севернее Юпитера при фазе 0,96+. 29 мая Луна перейдет в созвездие Скорпиона, где примет фазу полнолуния. В этот же день яркий лунный диск пересечет границу с созвездием Змееносца, и будет наблюдаться низко над горизонтом всю короткую ночь. 31 мая Луна перейдет в созвездие Стрельца и закончит здесь путь по весеннему небу при фазе 0,95- севернее Сатурна и близ максимального склонения к югу от небесного экватора.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб до 16 мая, когда перейдет в созвездие Овна. Но здесь планета задержится ненадолго и 26 мая перейдет в созвездие Тельца, оставаясь в нем до конца месяца. Меркурий виден по утрам, но данная утренняя видимость неблагоприятна для жителей средних и северных широт страны. Пос1епенно сближаясь с центральным светилом, Меркурий за месяц уменьшит элонгацию от 27 до 7 градусов. Лучшая видимость планеты будет в южных широтах страны. Видимый диаметр быстрой планеты постепенно уменьшается от 8 до 5 угловых секунд, а фаза увеличивается от 0,4 до 1. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет в начале месяца иметь вид серпа, приближающегося к полудиску, затем превратится в полудиск, и остаток месяца будет виден в виде овала, превращающегося в крохотный диск. Блеск планеты постепенно увеличивается от 0,5т в начале месяца до -1,5т в конце описываемого периода. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца, 19 мая пересекая границу с созвездием Близнецов. Планета постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца (до 34 градусов к концу месяца), являясь великолепным украшением вечернего неба. В телескоп наблюдается небольшой белый диск без деталей. Видимый диаметр Венеры увеличивается от 11” до 13”, а фаза близка к 0,8 при блеске около -4т.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца, 15 мая переходя в созвездие Козерога. Планета наблюдается в ночные и утренние часы над юго-восточным и южным горизонтом в виде яркой красноватой звезды выделяющейся на фоне других звезд. Блеск планеты за месяц увеличивается от – 0,4т до -1,2т, а видимый диаметр увеличивается от 11,0” до 15,1”. Начинается наиболее благоприятный период видимости загадочной планеты. Марс постепенно сближается с Землей, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится в июле месяце. Детали на поверхности планеты визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Весов близ звезды альфа этого созвездия. Газовый гигант наблюдается всю ночь, т.к. 8 мая проходит противостояние с Солнцем. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы достигает к противостоянию 44,8” при блеске -2,4т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Стрельца,. Наблюдать окольцованную планету можно во второй половине ночи над юго-восточным и южным горизонтом. Блеск планеты составляет +0,2т при видимом диаметре около 18”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т. Планета появится на утреннем небе к концу месяца. В периоды видимости разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, но такая возможность представится только в конце лета и осенью этого года. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на утреннем небе. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Лсцхшомическом календаре на 2018 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет, видимых в мае с территории нашей страны, расчетный блеск около 11т и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRS (С/2016 Ml) и PANSTARRS (С/2016 R2). Первая при блеске около Ют движется по созвездиям Орла и Стрельца. Вторая перемещается по созвездию Возничего при блеске около 11т. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weeklv/current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов самыми яркими в мае будут Церера (8,4т) – в созвездии Рака и Льва и Веста (5,7т) – в созвездии Стрельца. Начинается период видимости Весты невооруженным глазом в ясные безлунные ночи.. Наблюдайте! Эфемериды этих и других доступных малым телескопам астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn052018.pdl). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: Т Близнецов 8,7m – 1 мая, RR Змееносца 8,9т – 1 мая, R Печи 8,9т – 2 мая, R Малого Льва 7,1т – 3 мая, S Орла 8,9т – 4 мая, RU Лебедя 8,0т – 4 мая, S Водолея 8,3т – 5 мая, R Пегаса 7,8т – 8 мая, RS Лебедя 7,2т – 9 мая, S Ящерицы 8,2т – 9 мая, R Девы 6,9т – 10 мая, RR Весов 8,6т – 13 мая, X Кита 8,8т – 14 мая, R Лебедя 7,5т – 15 мая, RR Персея 9,2т – 16 мая, R Треугольника 6,2т – 16 мая, S Малой Медведицы 8,4т – 20 мая, SV Андромеды 8,7т – 21 мая, RY Геркулеса 9,0т – 25 мая, S Секстанта 9,1т – 27 мая, RT Лебедя 7,3т – 29 мая, W Лиры 7,9т – 30 мая, RY Змееносца 8,2т – 30 мая, R Змееносца 7,6т – 31 мая, U Микроскопа 8,8т – 31 мая. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 6 мая максимума действия достигнут эта-Аквариды (ZHR= 40) из созвездия Водолея. Луна в период максимума этого потока имеет фазу, близкую к последней четверти, поэтому условия наблюдений потока будут определяться влиянием ночного светила. Подробнее на http://www.imo.net