Астрономический календарь на ноябрь 2020 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

Астрономический календарь

1 ноября – Луна (Ф= 1,0) проходит южнее Урана,
2 ноября – Луна (Ф= 0,96-) проходит южнее Плеяд,
3 ноября – покрытие на 8 секунд звезды HIP 31816 (7,6m) из созвездия Возничего астероидом (519) при видимости от Байкала до Балтики,
3 ноября – Луна (Ф= 0,94-) проходит севернее Гиад и Альдебарана,
3 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,90-) звезды йота Тельца (4,6m) при видимости на Севере России,
3 ноября – Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению,
4 ноября – Луна (Ф= 0,90-) в восходящем узле своей орбиты,
5 ноября – Луна (Ф= 0,76-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
6 ноября – долгопериодическая переменная звезда RS Весов близ максимума блеска (6,5m),
6 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,75-) звезды омега Близнецов (5,2m) при видимости на Европейской части России,
7 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,57-) звезды гамма Рака (4,7m) при видимости на большей части России,
7 ноября – Луна (Ф= 0,58-) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
8 ноября – Луна в фазе последней четверти,
9 ноября – долгопериодическая переменная звезда T Голубя близ максимума блеска (6,5m),
9 ноября – Луна (Ф= 0,4-) проходит севернее Регула,
10 ноября – Меркурий в западной (утренней) элонгации 19 градусов,
12 ноября – долгопериодическая переменная звезда X Единорога близ максимума блеска (6,5m),
12 ноября – Луна (Ф= 0,08-) проходит севернее Венеры,
13 ноября – Луна (Ф= 0,07-) проходит севернее Спики,
13 ноября – Луна (Ф= 0,03-) проходит севернее Меркурия,
14 ноября – Луна (Ф= 0,01-) в перигее своей орбиты на расстоянии 357841 км от центра Земли,
15 ноября – новолуние,
15 ноября – Марс в стоянии с переходом к прямому движению,
16 ноября – Луна (Ф= 0,02+) проходит севернее Антареса,
17 ноября – Луна (Ф= 0,05+) в нисходящем узле своей орбиты,
17 ноября – максимум действия метеорного потока Леониды (ZHR= 20),
18 ноября – Луна (Ф= 0,14+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
19 ноября – Луна (Ф= 0,23+) близ Юпитера и Сатурна,
20 ноября – долгопериодическая переменная звезда R Кассиопеи близ максимума блеска (6m),
22 ноября – Луна в фазе первой четверти,
23 ноября – Луна (Ф= 0,63+) проходит южнее Нептуна,
24 ноября – долгопериодическая переменная звезда R Зайца близ максимума блеска (6m),
25 ноября – долгопериодическая переменная звезда X Змееносца близ максимума блеска (6m),
25 ноября – Луна (Ф= 0,82+) близ Марса,
25 ноября – долгопериодическая переменная звезда T Кассиопеи близ максимума блеска (6,5m),
26 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,88+) звезды ню Рыб (4,5m) при видимости на большей части России,
27 ноября – Луна (Ф= 0,90+) в апогее своей орбиты на расстоянии 405892 км от центра Земли,
27 ноября – Луна (Ф= 0,93+) проходит южнее Урана,
29 ноября – Нептун в стоянии с переходом к прямому движению,
30 ноября – полнолуние,
30 ноября – полутеневое затмение Луны,
30 ноября – Луна (Ф= 1,0) проходит севернее Гиад и Альдебарана

Солнце, двигаясь по созвездию Весов, 23 ноября пересечет границу созвездия Скорпиона, а 29 ноября войдет в созвездие Змееносца. Склонение центрального светила к концу ноября достигает 21,5 градуса к югу от небесного экватора, поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли близка к минимальной. В начале месяца она составляет 9 часов 12 минут, а к концу описываемого периода уменьшается до 7,5 часов, принимая значение всего на полчаса больше минимальной продолжительности дня. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 19 до 12 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232 ).

Луна начнет движение по ноябрьскому небу в созвездии Овна близ планеты Уран в фазе близкой полнолунию. Перейдя в первый день месяца в созвездие Тельца, Луна 2 ноября пройдет южнее Плеяд, достигнув к концу этого дня звездного скопления Гиады. 3 ноября ночное светило пройдет севернее звезды Альдебаран, уменьшив фазу до 0,95-. 4 ноября Луна достигнет созвездия Близнецов, уменьшив фазу до 0,84-. Здесь ночное светило достигнет максимального положительного склонения и будет наблюдаться в ночные часы высоко над горизонтом. Затем лунный овал устремится к созвездию Рака, которого достигнет 7 ноября, уменьшив фазу до 0,65-. В этот день Луна при фазе около 0,58- пройдет севернее звездного скопления Ясли (М44) и астероида Евномия. 8 ноября ночное светило примет фазу последней четверти и перейдет в созвездие Льва (Ф= 0,49-). 9 ноября лунный серп (Ф= 0,40-) пройдет севернее Регула, а затем севернее Весты. 11 ноября старый месяц перейдет в созвездие Девы при фазе 0,23-, где 13 ноября при фазе 0,07- пройдет севернее Спики (близ Меркурия и Венеры). 14 ноября тонкий старый месяц (Ф= 0,02-) перейдет в созвездие Весов, где 15 ноября примет фазу новолуния. В этот же день молодой месяц перейдет в созвездие Скорпиона при фазе менее 0,01+. В созвездие Змееносца лунный серп войдет 16 ноября при фазе 0,01+. Здесь Луна пройдет севернее Антареса при фазе 0,02+, устремившись к созвездию Стрельца, куда войдет 17 ноября при фазе 0,07+. Здесь 19 ноября Луна пройдет южнее Юпитера и Сатурна при фазе 0,23+, наблюдаясь низко над горизонтом на вечернем небе. В этот же день лунный серп перейдет в созвездие Козерога и пробудет здесь до 21 ноября. Созвездия Водолея Луна достигнет 22 ноября при фазе 0,45+, приняв в этот же день фазу первой четверти. 23 ноября пройдет южнее Нептуна при фазе 0,63+, а на следующий день перейдет в созвездие Рыб, увеличив фазу до 0,7+. 25 ноября Луна будет находиться в созвездии Кита, а 26 ноября снова перейдет в созвездие Рыб (Ф= 0,85+), находясь близ Марса. 27 ноября почти полная Луна еще раз посетит созвездие Кита при фазе более 0,9+, и в этот же день перейдет в созвездие Овна (близ Урана). Здесь Луна пробудет до 29 ноября, когда перейдет в созвездие Тельца. 30 ноября ночное светило примет фазу полнолуния, находясь близ Плеяд, Гиад и Альдебарана и заканчивая свой путь по осеннему небу.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем (с 3 ноября) по созвездию Девы, 16 ноября переходя в созвездие Весов. 10 ноября Меркурий достигнет максимальной западной (утренней) элонгация 19 градусов, после чего угловое расстояние от Солнца начнет уменьшаться до 11 градусов к концу месяца. Меркурий наблюдается на утреннем небе, поднимаясь достаточно высоко над горизонтом. Видимый диаметр Меркурия за месяц медленно уменьшается от 9 до 5 угловых секунд при блеске, который увеличивается от 1ш до -0,7т. Фаза планеты постепенно увеличивается от 0,15 до 0,95. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид небольшого серпа, переходящего в полудиск, а затем – в овал.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 27 ноября переходя в созвездие Весов. Планета наблюдается на утреннем небе, уменьшая угловое расстояние от центрального светила от 34 до 28 градусов к концу ноября. Венеру можно наблюдать невооруженным глазом на дневном небе (в первой половине дня). 12 ноября около планеты будет находиться Луна, что облегчит поиск Венеры в дневное время. Видимый диаметр Венеры за месяц уменьшится от 13” до 12”, а фаза увеличится от 0,8 до 0,9 при блеске, около -4m. В телескоп планета видна в виде небольшого белого овала без деталей.

Марс перемещается по созвездию Рыб попятно, 15 ноября меняя движение на прямое. Планета видна всю ночь достаточно высоко над южным горизонтом в виде яркой звезды с блеском, уменьшающемся за месяц от -2m до -1m. Видимый диаметр загадочной планеты в течение ноября уменьшится от 20 до 14,5 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск, на поверхности которого можно различить многие детали и полярную шапку. Методы фотографии с последующей обработкой на компьютере дадут более детальный результат по сравнению с визуальными наблюдениями.

Юпитер перемещается по созвездию Стрельца в одном направлении с Солнцем. Газовый гигант наблюдается первую половину ночи невысоко над южным горизонтом. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 37” до 34,5” до при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается по созвездию Стрельца в одном направлении с Солнцем. Наблюдается окольцованная планета первую половину ночи невысоко над южным горизонтом. Блеск планеты придерживается значения +0,6ш при видимом диаметре 16,5 – 16”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 22 градуса.

Уран (6m, 3,5”) перемещается попятно по созвездию Овна южнее звезды альфа этого созвездия. Планета видна всю ночь, т.к. находится около противостояния с Солнцем. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m). Планета наблюдается всю ночь, т.к. находится около противостояния с Солнцем. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2020 год , а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: NEOWISE (C/2020 Р1) и ATLAS (С/2020 М3). Первая при максимальном расчетном блеске около 7,5m движется по созвездию Волопаса. Вторая перемещается по созвездиям Ориона и Тельца при максимальном расчетном блеске около 8,5m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самым ярким будет Веста (7,8m), которая движется по созвездию Льва. Близка к этому блеску также Флора. Карты путей астероидов (комет) даны в приложении. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndeXzA.ll.htm .

Из относительно ярких дологопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: S Гидры 7,8m – 1 ноября, U Змеи 8,5m – 5 ноября, RS Весов 7,5m – 6 ноября, Т Голубя 7,5m – 9 ноября, X Единорога 7,4m – 12 ноября, X Жирафа 8,1m – 13 ноября, W Рака 8,2m – 14 ноября, R Тельца 8,6m – 17 ноября, S Ориона 8,4m – 17 ноября, RY Змееносца 8,2m – 18 ноября, R Кассиопеи 7,0m – 20 ноября, Z Стрельца 8,6m – 21 ноября, X Водолея 8,3m – 21 ноября, Т Жирафа 8,0m – 24 ноября, R Зайца 6,8m – 24 ноября, Y Персея 8,4m – 25 ноября, X Змееносца 6,8 – 25 ноября, RZ Пегаса 8,8m – 26 ноября, Т Кассиопеи 7,9m – 27 ноября. Больше сведений на http://www.aavso.org/