Наблюдения за звёздным небом в ноябре 2017 года

Избранные астрономические события месяца (время московское):

Наблюдения за звёздным небом

1 ноября – Венера проходит 3,5 гр. южнее Весты,
1 ноября – начало вечерней видимости Меркурия и утренней видимости Юпитера в южных районах страны,
1 ноября – начало возможной утренней видимости кометы P/Machholz (96P),
2 ноября – Венера проходит в 3,5 гр. севернее Спики,
3 ноября – астероид (44) Nysa (9,6m) в противостоянии с Солнцем,
4 ноября – полнолуние,
4 ноября – окончание возможной утренней видимости кометы P/Machholz (96P),
6 ноября – Луна (Ф= 0,95-) в перигее своей орбиты на расстоянии от центра Земли 361440 км,
6 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,95-) звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости на Европейской части России,
7 ноября – долгопериодическая переменная звезда U Лебедя близ максимума блеска (6m),
8 ноября – Луна (Ф= 0,8-) в максимальном склонении к северу,
10 ноября – Луна в фазе последней четверти,
10 ноября – Луна (Ф= 0,4-) в восходящем узле своей орбиты,
11 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,31-) Регула при видимости на Дальнем Востоке,
12 ноября – Меркурий проходит в 2,2 гр. севернее Антареса,
12 ноября – максимум действия метеорного потока Северные Тауриды (ZHR= 5) из созвездия Тельца,
13 ноября – долгопериодическая переменная звезда RS Весов близ максимума блеска (6,5m),
13 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,27-) звезды сигма Льва (4,1m) при видимости на большей части территории России и СНГ,
13 ноября – Венера проходит в 0,3 гр. севернее Юпитера,
15 ноября – Луна (Ф= 0,1-) близ Марса,
16 ноября – комета P/Schaumasse (24P) проходит перигелий своей орбиты (1,206203 а.е.),
17 ноября – Луна (Ф= 0,02-) близ Венеры и Юпитера,
17 ноября – максимум действия метеорного потока Леониды (ZHR= 20),
18 ноября – новолуние,
21 ноября – Луна (Ф= 0,05+) близ Сатурна,
21 ноября – максимум действия метеорного потока альфа-Моноцеротиды (ZHR= 5) из созвездия Единорога,
21 ноября – Луна (Ф= 0,1+) в апогее своей орбиты на расстоянии от центра Земли 406130 км,
21 ноября – долгопериодическая переменная звезда R Орла близ максимума блеска (5m),
22 ноября – Луна (Ф= 0,11+) в максимальном склонении к югу,
22 ноября – Нептун в стоянии с переходом к прямому движению,
24 ноября – Меркурий достигает максимальной восточной (вечерней) элонгации 22 градуса,
25 ноября – Луна (Ф= 0,3+) в нисходящем узле своей орбиты,
25 ноября – долгопериодическая переменная звезда RT Стрельца близ максимума блеска (6m),
26 ноября – Луна в фазе первой четверти,
27 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,55+) планеты Нептун при видимости в Антарктиде,
28 ноября – Меркурий проходит в 3 гр. к югу от Сатурна,
29 ноября – долгопериодическая переменная звезда RT Лебедя близ максимума блеска (6m),
29 ноября – Марс проходит в 3 гр. к северу от Спики,
30 ноября – Луна (Ф= 0,86+) близ Урана.

Солнце, двигаясь по созвездию Весов, 23 ноября пересечет границу созвездия Скорпиона, а 29 ноября войдет в созвездие Змееносца. Склонение центрального светила к концу ноября достигает 21.5 градуса к югу от небесного экватора, поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли близка к минимальной. В начале месяца она составляет 9 часов 12 минут, а к концу описываемого периода уменьшается до 7,5 часов, принимая значение всего на полчаса больше минимальной продолжительности дня. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится до 12 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по ноябрьскому небу в созвездии Водолея при фазе 0,86+. Посетив в первый день месяца созвездие Рыб, ночное светило ненадолго в созвездие Кита, а в ночь со 2 на 3 ноября вновь пройдет по южной части созвездия Рыб южнее Урана при почти полной фазе, которую примет уже в созвездии Кита 4 ноября. Зайдя ненадолго в созвездие Овна, Луна 4 ноября перейдет в созвездие Тельца при фазе 0,99-. Здесь 6 ноября произойдет очередное покрытие Луной (Ф= 0,95-) звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости в Европейской части России. В это время ночное светило будет находиться близ перигея орбиты. Продолжив путь по созвездию Тельца, Луна 7 ноября при фазе 0,87- достигнет созвездия Ориона и максимального северного склонения (при наибольшей высоте над горизонтом в кульминации). В этот же день ночное светило перейдет в созвездие Близнецов, где будет находиться до 9 ноября, когда вступит в созвездие Рака при фазе 0,67-, и совершит по нему путь до 10 ноября (пройдя южнее звездного скопления Ясли – М44). В этот день лунный полудиск перейдет во владения созвездия Льва и примет здесь фазу последней четверти близ восходящего узла своей орбиты. Здесь Луна 11 ноября покроет Регул при видимости на Дальнем Востоке. Совершая дальнейший путь по ноябрьскому небу. Луна покроет несколько слабых звезд созвездия Льва, а затем при фазе 0,24- покинет его 13 ноября, чтобы перейти в созвездие Девы. Здесь тающий серп 15 ноября при фазе около 0,1- пройдет севернее Марса, а затем и Спики. Перейдя в созвездие Весов 16 ноября. Луна пройдет севернее Юпитера и Венеры 17 ноября при фазе 0,02-, а 18 ноября примет фазу новолуния и перейдет на вечернее небо. В этот же день молодой месяц перейдет в созвездие Скорпиона, а 19 ноября в созвездие Змееносца, наблюдаясь низко над юго-западным горизонтом. В ночь на 21 ноября молодой месяц вступит в созвездие Стрельца, достигнув соединения с Сатурном при фазе 0,06+. Луна пройдет севернее окольцованной планеты и продолжит путешествие по созвездию Стрельца. Здесь растущий серп будет находиться до 23 ноября, наблюдаясь низко над горизонтом, находясь близ апогея орбиты и максимального южного склонения. В созвездие Козерога Луна перейдет при фазе 0,24+ и будет увеличивать здесь фазу почти до полудиска. Но фазу первой четверти примет 26 ноября уже в созвездии Водолея. На следующий день Луна покроет Нептун при фазе 0,55+ при видимости в Антарктиде, закончив на этом серию покрытий. Следующая серия покрытий Нептуна Луной начнется в 2023 году. Границу созвездия Рыб Луна пересечет 28 ноября при фазе 0,68+, а 29 ноября посетит созвездие Кита. Свой путь по ноябрьскому небу Луна закончит в созвездии Рыб близ Урана, увеличив фазу до 0,9+.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов до 5 ноября, переходя затем в созвездие Скорпиона, а 11 ноября вступает в созвездие Змееносца. 27 ноября быстрая планета войдет в созвездие Стрельца и останется в нем до конца месяца. Планета наблюдается у юго-западного горизонта на фоне вечерней зари, но только в южных районах страны. 24 ноября Меркурий достигнет вечерней элонгации (22 градуса), начиная затем видимое сближение с Солнцем. Видимый диаметр быстрой планеты в течение месяца постепенно увеличивается от 5 до 7,5 угловых секунд при блеске около -0,3т. Фаза уменьшается от 0,9 до 0,45, т.е. Меркурий при наблюдении в телескоп представляет из себя овал, превращающийся в полудиск, а затем в серп. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы (севернее Спики), а 13 ноября переходит в созвездие Весов, где проведет остаток описываемого периода. Утренняя Звезда постепенно уменьшает угловое удаление к западу от Солнца от 17 до 10 градусов. Планета видна на утреннем небе у юго-восточного горизонта. В телескоп наблюдается небольшой белый диск без деталей. Видимый диаметр Венеры составляет немногим более 10”, а фаза превышает 0,95 при блеске около -4т.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, в конце месяца сближаясь до трех градусов со Спикой. Планета наблюдается по утрам над юго-восточным горизонтом около трех часов. Блеск планеты придерживается значения +1,7т, а видимый диаметр увеличивается от 3,9” до 4,3”. Марс постепенно сближается с Землей, а следующая возможность увидеть планету вблизи противостояния появится летом следующего года. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 14 ноября переходя в созвездие Весов. Газовый гигант в начале месяца не виден (только в южных районах), а со второй недели ноября появляется на фоне утренней зари средних широт страны, быстро увеличивая продолжительность видимости до полутора часов к концу описываемого периода. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы составляет около 31” при блеске около -1,7т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца, 19 ноября переходя в созвездие Стрельца. Наблюдать окольцованную планету можно в вечернее время (около часа) над юго- западным горизонтом. Блеск планеты составляет +0,5т при видимом диаметре, имеющим значение около 15,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×16” при наклоне к наблюдателю 27 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”.) перемещается попятно по созвездию Рыб близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т. Планета видна на ночном небе при продолжительности видимости более 10 часов. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в середине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m), 22 ноября меняя движение на прямое. Планета видна на ночном небе средних широт при продолжительности видимости около 10 часов. Для поисков планеты понадобится бинокль и звездные карты Астрономическом календаре на 2017 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет, видимых в ноябре с территории нашей страны, расчетный блеск около 12т и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: P/Machholz (96Р), и AS ASSN (С/2017 Ol). Первая при блеске около 5т движется по созвездиям Девы и Весов в десятке градусов севернее Солнца, но быстро уменьшает блеск, поэтому шансы отыскать ее невелики. Блеск второй кометы составляет около 9т. Комета С/2017 Ol перемещается по созвездиям Жирафа и Цефея. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов самыми яркими в ноябре будут Церера (8,1т) – в созвездиях Рака и Льва, Паллада (8,2т) – в созвездии Печи, Веста (7,9т) – в созвездиях Девы и Весов и Ирида (6,9т) – в созвездии Овна. Всего в ноябре блеск Ют превысят восемь астероидов. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapknll2017.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/.

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце (по данным календаря-памятки Федора Шарова, источник – AAVSO) достигнут: X Орла 8,9m – 1 ноября, Т Центавра 5,5т – 5 ноября, U Лебедя 7,2т – 7 ноября, RU Гидры 8,4т – 8 ноября, SX Лебедя 9,0т – 8 ноября, X Кита 8,8т – 12 ноября, RS Весов 7,5т – 13 ноября, RU Лебедя 8,0т – 13 ноября, W Северной Короны 8,5т – 15 ноября, W Лиры 7,9т – 15 ноября, R Кита 8,1т – 16 ноября, R Голубя 8,9т – 18 ноября, R Орла 6,1т – 21 ноября, S Орла 8,9т – 24 ноября, RT Стрельца 7,0т – 25 ноября, Т Жураля 8,6т – 26 ноября, RT Лебедя 7,3т – 29 ноября. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 12 ноября в 11 часов 00 минут по всемирному времени максимума действия достигнут Северные Тауриды (ZHR= 5) из созвездия Тельца. 17 ноября в 16 часов 30 минут по всемирному времени максимальным числом метеоров будут обладать Леониды (ZHR= 20). 21 ноября в 17 часов 00 минут в максимуме действия окажутся альфа-Моноцеротиды (ZHR= 5 и более) из созвездия Единорога. Луна в период максимума первого потока близка к последней четверти, второго потока – к фазе новолуния, третьего потока – к фазе первой четверти, поэтому лучшими условиями для наблюдений будут обладать Леониды. Из других основных потоков активны Южные Тауриды из созвездия Тельца. Подробнее на http://www.imo.net.

Календарь наблюдателя на ноябрь 2017 года