Астрономический календарь на октябрь 2020 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 октября – Меркурий в максимальной восточной (вечерней) элонгации 26 градусов,
1 октября – полнолуние,
2 октября – Венера проходит в 0,1 гр. южнее Регула,
3 октября – Луна (Ф= 0,98-) проходит южнее Марса (покрытие, видимое в Южной Америке и Африке),
3 октября – Луна (Ф= 0,97-) в апогее своей орбиты на расстоянии 406321 км от центра Земли,
4 октября – покрытие Луной (Ф= 0,96-) звезды кси1 Кита (4,4m) при видимости на Европейской
части России и в Западной Сибири,
4 октября – Луна (Ф= 0,94-) проходит южнее Урана,
4 октября – долгопериодическая переменная звезда RR Скорпиона (5m) близ максимума блеска,
5 октября – долгопериодические переменные звезды омикрон Кита (3m), R Большой Медведицы (6,5m) и R Девы (5m) близ максимума блеска,
6 октября – Марс сближается с Землей до 0,415 а.е.,
6 октября – Луна (Ф= 0,85-) проходит южнее Плеяд,
6 октября – долгопериодическая переменная звезда R Орла близ максимума блеска (5m),
7 октября – Луна (Ф= 0,78-) проходит севернее Гиад и Альдебарана,
7 октября – покрытие Луной (Ф= 0,74-) звезды йота Тельца (4,6m) при видимости в восточной половине страны,
8 октября – Луна (Ф= 0,70+) в восходящем узле своей орбиты,
9 октября – максимум действия метеорного потока Дракониды (ZHR= 20),
9 октября – Луна (Ф= 0,55-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
9 октября – покрытие Луной (Ф= 0,53-) звезды омега Близнецов (5,2m) при видимости в восточной (южной) половине страны,
10 октября – Луна в фазе последней четверти,
11 октября – Луна (Ф= 0,35-) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
12 октября – долгопериодическая переменная звезда R Льва близ максимума блеска (5m),
13 октября – Луна (Ф= 0,18-) проходит севернее Регула,
13 октября – Марс в противостоянии с Солнцем,
14 октября – Меркурий в стоянии с переходом к попятному движению,
14 октября – Луна (Ф= 0,11-) проходит севернее Венеры,
16 октября – новолуние,
16 октября – Луна (Ф= 0,0) в перигее своей орбиты на расстоянии 356915 км от центра Земли,
19 октября – Луна (Ф= 0,13+) проходит севернее Антареса,
20 октября – Луна (Ф= 0,20+) в нисходящем узле своей орбиты,
21 октября – максимум действия метеорного потока Ориониды (ZHR= 15),
21 октября – долгопериодическая переменная звезда R Андромеды близ максимума блеска (6m),
22 октября – Луна (Ф= 0,35+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
22 октября – Луна (Ф= 0,41+) близ Юпитера,
23 октября – Луна (Ф= 0,45+) близ Сатурна,
23 октября – Луна в фазе первой четверти,
24 октября – покрытие на 8 секунд звезды HIP 5315 (6,2m) из созвездия астероидом (1171) Rusthawelia при видимости на юге России, в Казахстане и в Сибири,
25 октября – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем,
26 октября – покрытие Луной (Ф= 0,79+) звезды тау2 Водолея (4,1m) при видимости на большей части страны,
27 октября – Луна (Ф= 0,84+) проходит южнее Нептуна,
29 октября – Луна (Ф= 0,96+) близ Марса,
29 октября – долгопериодические переменные звезды T Центавра (5m), U Геркулеса (6,5m) и R Лебедя (6,5m) близ максимума блеска,
30 октября – Луна (Ф= 0,99+) в апогее своей орбиты на расстоянии 406392 км от центра Земли,
31 октября – полнолуние,
31 октября – Луна (Ф= 1,0) проходит южнее Урана,
31 октября – Уран в противостоянии с Солнцем.

Солнце движется по созвездию Девы до конца месяца, а наблюдать его поверхность можно в любой телескоп, защищенный солнечным фильтром у объектива. Особенно интересно наблюдать Солнце на восходе или заходе. Относительно теплая погода октября создает комфортные условия для проведения у телескопа всей ночи, длящейся более полусуток. Долгота дня за месяц уменьшается с 11 часов 34 минут до 09 часов 17 минут. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца уменьшится за месяц от 30 до 19 градусов. Октябрь – один из благоприятных месяцев для наблюдений дневного светила. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232 ).

Луна начнет движение по октябрьскому небу в созвездии Рыб, приняв в первый день месяца фазу полнолуния. Перейдя в первый день октября в созвездие Кита, Луна будет наблюдаться всю ночь, а 2 октября вновь посетит созвездие Рыб. Здесь 3 октября Луна при фазе 0,98- покроет Марс при видимости в Южной Америке и Африке, находясь около апогея своей орбиты. Проведя остаток дня 3 октября в созвездии Кита, лунный диск перейдет в созвездие Овна 4 октября, пройдя здесь южнее Урана при фазе 0,94- . В этом созвездии Луна пробудет до 5 октября, перейдя в этот день в созвездие Тельца. В этом созвездии 6 октября ночное светило пройдет южнее Плеяд, достигнув к концу этого дня звездного скопления Гиады и звезды Альдебаран, уменьшив фазу до 0,78-. 8 октября Луна достигнет созвездия Близнецов, уменьшив фазу до 0,63-. Здесь 10 октября ночное светило примет фазу последней четверти и будет наблюдаться в утренние часы высоко над горизонтом. Затем лунный полудиск устремится к созвездию Рака, которого достигнет 10 октября, уменьшив фазу до 0,41-. Здесь 11 октября Луна при фазе около 0,35- пройдет севернее звездного скопления Ясли (М44), перейдя 12 октября в созвездие Льва (Ф= 0,27-). 13 октября тонкий лунный серп (Ф= 0,18-) пройдет севернее Регула, а 14 октября – севернее Венеры при фазе 0,11-. В этот же день старый месяц перейдет в созвездие Девы при фазе 0,07-, где 16 октября примет фазу новолуния. 17 октября самый тонкий молодой месяц (Ф= 0,01+) перейдет в созвездие Весов, где в этот день пройдет севернее Меркурия, а 19 октября перейдет в созвездие Скорпиона при фазе около 0,1+. В созвездие Змееносца лунный серп войдет в этот же день при фазе 0,12+. Здесь Луна пройдет севернее Антареса при фазе 0,13+, устремившись к созвездию Стрельца, куда войдет 21 октября. Здесь 22 октября Луна пройдет южнее Юпитера (Ф= 0,41+), а 23 октября – южнее Сатурна (Ф= 0,45+), наблюдаясь низко над горизонтом до местной полуночи. В этот же день лунный полудиск перейдет в созвездие Козерога и примет здесь фазу первой четверти 23 октября. Созвездия Водолея Луна достигнет 25 октября при фазе около 0,7+, 27 октября пройдет южнее Нептуна при фазе 0,84+. 28 октября Луна при фазе около 0,9+ будет находиться в созвездии Рыб, а 29 октября – созвездии Кита. 30 октября, увеличив фазу до 0,97+, яркий лунный диск вновь перейдет в созвездие Рыб, а 31 октября еще раз вступит в созвездие Кита, где в этот день примет фазу полнолуния, а затем перейдет в созвездие Овна, где и закончит путь по небу октября.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 7 октября переходя в созвездие Весов, а 20 октября возвращаясь опять в созвездие Девы, т.к. сменит движение на попятное 14 октября. 1 октября Меркурий достигнет максимальной восточной (вечерней) элонгация 26 градусов, после чего угловое расстояние от Солнца начнет уменьшаться, а 25 октября быстрая планета пройдет нижнее соединение с Солнцем. Меркурий наблюдается на вечернем небе, но у самого горизонта для средних широт, потому данная видимость в средней полосе страны, а тем более для северных широт России оставляет желать лучшего. Лишь в южных районах быстрая планета будет видна достаточно хорошо. Видимый диаметр Меркурия за месяц медленно увеличивается от 6,5 до 10 угловых секунд при блеске, который уменьшается от Оm до 5ш к соединению с Солнцем. Фаза планеты постепенно уменьшается от 0,6 до 0 к соединению с Солнцем. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид небольшого овала, переходящего в полудиск, а затем – в серп.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, 22 октября переходя в созвездие Девы. Планета наблюдается на утреннем небе, уменьшая угловое расстояние от центрального светила от 40 до 34 градусов к концу октября. Венеру можно наблюдать невооруженным глазом на дневном небе (в первой половине дня). 14 октября около планеты будет находиться Луна, что облегчит поиск Венеры в дневное время. Видимый диаметр Венеры за месяц уменьшится от 16” до 13”, а фаза увеличится от 0,7 до 0,8 при блеске, около -4ш. В телескоп планета видна в виде небольшого белого овала без деталей.

Марс перемещается попятно по созвездию Рыб. Планета видна всю ночь в виде яркой звезды (уступая в блеске среди планет только Венере), достаточно высоко над южным горизонтом. Марс 6 октября сблизится с Землей до 0,415 а.е., а 13 октября пройдет противостояние с Солнцем при видимом диаметре более 22 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск, на поверхности которого можно различить многие детали и полярную шапку. Блеск планеты в период противостояния имеет значение -2,5m. К концу месяца загадочная планета уменьшит видимый диаметр до 20 угловых секунд, а блеск до -2m. Октябрь – лучший месяц для наблюдений Марса в 2020 году!

Юпитер перемещается по созвездию Стрельца в одном направлении с Солнцем. Газовый гигант наблюдается первую половину ночи невысоко над южным горизонтом. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 40,5” до 37” до при блеске около -2,1m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается по созвездию Стрельца в одном направлении с Солнцем. Наблюдается окольцованная планета первую половину ночи невысоко над южным горизонтом. Блеск планеты уменьшается от 0,5ш до +0,6ш при видимом диаметре 17 – 16,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 23 градуса.

Уран (6ш, 3,5”) перемещается попятно по созвездию Овна южнее звезды альфа этого созвездия. Планета видна всю ночь, т.к. вступает в противостояние с Солнцем 31 октября. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8ш, 2,4”) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m). Планета наблюдается всю ночь, т.к. прошла противостояние с Солнцем 11 сентября. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2020 год , а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 11m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: P/Howell (88Р) и NEOWISE (C/2020 F3). Первая при максимальном расчетном блеске около 9ш движется по созвездию Скорпиона, Змееносца и Стрельца. Вторая перемещается по созвездию Весов при максимальном расчетном блеске слабее 10m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов месяца самым ярким будет Флора (8m), которая движется по созвездию Кита. Близки к этому блеску также Церера и Веста. Карты путей астероидов (комет) даны в приложении. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm.

Из относительно ярких дологопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: V Девы 8,9m – 4 октября, RR Скорпиона 5,9m – 5 октября, о Кита 3,4m – 5 октября, R Рыси 7,9m – 5 октября, R Большой Медведицы 7,5m – 5 октября, R Девы 6,9m – 5 октября, RT Весов 9,0m – 6 октября, S Весов 8,4m – 6 октября, R Орла 6,1m – 6 октября, Т Геркулеса 8,0m – 9 октября, Т Скульптора 9,2m – 10 октября, X Кита 8,8m – 11 октября, R Льва 5,8m – 12 октября, Z Дельфина 8,8m – 12 октября, S Геркулеса 7,6m – 13 октября, R Андромеды 6,9m – 21 октября, RY Геркулеса 9,0m – 25 октября, R Микроскопа 9,2m – 25 октября, RR Андромеды 9,1m – 27 октября, R Резца 7,9тm- 29 октября, Т Центавра 5,5m – 29 октября, U Геркулеса 7,5m – 29 октября, R Лебедя 7,5m – 29 октября. Больше сведений на http://www.aavso.org/