Астрономический календарь на январь 2020 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 января – долгопериодическая переменная звезда S Скульптора близ максимума блеска (6m),
1 января – Луна (Ф= 0,3+) близ Нептуна,
2 января – Луна (Ф= 0,4+) в апогее своей орбиты на расстоянии 404576 км от центра Земли,
2 января – Меркурий проходит в полутора градусах южнее Юпитера,
3 января – максимум действия метеорного потока Квадрантиды (ZHR= 120) из созвездия Волопаса,
3 января – Луна в фазе первой четверти,
4 января – Луна (Ф= 0,66+) близ Урана,
5 января – Земля в перигелии своей орбиты на расстоянии 0,9832436 а.е. от Солнца,
6 января – долгопериодическая переменная звезда X Единорога близ максимума блеска (6,5m),
7 января – Луна (Ф= 0,9+) проходит севернее Альдебарана,
9 января – Луна (Ф= 0,98+) в восходящем узле своей орбиты,
10 января – Луна (Ф= 0,99+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
10 января – Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
10 января – полнолуние,
10 января – полутеневое лунное затмение (Фмакс.= 0,92) при видимости на всей территории России и СНГ,
11 января – Уран в стоянии с переходом от попятного к прямому движению,
12 января – Меркурий проходит в 2 градусах южнее Сатурна,
12 января – Луна (Ф= 0,98-) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
13 января – Луна (Ф= 0,9-) проходит севернее Регула,
13 января – покрытие астероидом Eurydike (75) на 1,6 секунд звезды HIP115945 (6,0m) из созвездия Рыб при видимости в Приморье, на Сахалине и на Камчатке,
13 января – Сатурн в соединении с Солнцем,
13 января – Луна (Ф= 0,88-) в перигее своей орбиты на расстоянии 365962 км от центра Земли,
14 января – долгопериодическая переменная звезда R Орла близ максимума блеска (5m),
17 января – Луна (Ф= 0,53-) близ Спики,
17 января – Луна в фазе последней четверти,
18 января – Марс проходит в 4,7 гр. севернее Антареса,
20 января – долгопериодическая переменная звезда хи Лебедя близ максимума блеска (3,5m),
20 января – Луна (Ф= 0,17-) близ Марса и Антареса,
22 января – Луна (Ф= 0,04-) в нисходящем узле своей орбиты,
23 января – покрытие Луной (Ф= 0,03-) Юпитера при дневной видимости в Австралии и Новой Зеландии,
23 января – Луна (Ф= 0,03-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
24 января – Луна (Ф= 0,01-) близ Сатурна,
24 января – новолуние,
25 января – Луна (Ф= 0,01+) близ Меркурия,
27 января – Венера проходит в 4 угловых минутах от Нептуна,
28 января – Луна (Ф= 0,11+) близ Нептуна,
28 января – Луна (Ф= 0,11+) близ Венеры,
29 января – Луна (Ф= 0,22+) в апогее своей орбиты на расстоянии 405389 км от центра Земли,
31 января – долгопериодическая переменная звезда T Центавра близ максимума блеска (5m).

Солнце движется по созвездию Стрельца до 20 января, а затем переходит в созвездие Козерога. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня увеличивается, достигая к концу месяца 8 часов 32 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 11 до 16 градусов. Январь – не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать новые образования на поверхности дневного светила можно в телескоп или бинокль. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солонца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/! 222232).

Луна начнет движение по небу 2020 года в созвездии Водолея при фазе 0,3+, к концу первого дня года переходя в созвездие Рыб, наблюдаясь на фоне вечерней зари правее Венеры. Здесь 2 января лунный серп при фазе 0,4+ пройдет апогей своей орбиты на расстоянии 404576 км от центра Земли, а затем перейдет в созвездие Кита при фазе 0,44+. 3 января при фазе 0,55+ лунный полудиск снова посетит созвездие Рыб, где 4 января пройдет южнее Урана при фазе 0,66+, а затем снова перейдет в созвездие Кита. Созвездия Овна овал Луны достигнет 5 января при фазе 0,71+, а 6 января при фазе 0,8+ перейдет в созвездие Тельца, наблюдаясь практически всю ночь. Здесь Луна сблизится со звездными скоплениями Плеяды и Гиады, а затем пройдет севернее Альдебарана при фазе 0,9+. 9 января яркий лунный диск посетит созвездие Ориона, а затем перейдет в созвездие Близнецов, где 9 января при фазе 0,98+ окажется в восходящем узле своей орбиты (близ точки максимального склонения к северу от небесного экватора). 10 января ночное светило примет фазу полнолуния, при котором произойдет полутеневое лунное затмение при максимальной полутеневой фазе 0,92. Это затмение можно будет наблюдать на всей территории нашей страны. Созвездия Рака полная Луна достигнет около 11 января, а на следующий день при фазе 0,98- пройдет севернее звездного скопления Ясли (М44). Устремившись затем к созвездию Льва, ночное светило достигнет его 12 января при фазе 0,95-. В созвездии Льва 13 января Луна пройдет севернее Регула при фазе 0,9-. В это же день Луна (Ф= 0,88-) достигнет перигея своей орбиты на расстоянии 365962 км от центра Земли. 15 января (Ф= 0,77-) лунный овал перейдет в созвездие Девы, 17 января пройдя севернее Спики при фазе 0,53-. Приняв в созвездии Девы фазу последней четверти, Луна перейдет в созвездие Весов 18 января при фазе 0,43-.Уменьшив фазу до 0,23-, лунный серп достигнет созвездия Скорпиона 20 января, в этот же день перейдя в созвездие Змееносца при фазе 0,18-. Здесь 20 января Луна (Ф= 0,17-) пройдет севернее Марса, наблюдаясь на утреннем небе. 21 января тонкий лунный серп (Ф= 0,09-) перейдет в созвездие Стрельца, где сблизится с Сатурном при фазе 0,03- 23 января. В этот же день Луна пройдет точку максимального склонения к югу от небесного экватора близ восходящего узла своей орбиты, а 24 января покроет Юпитер при фазе 0,01 – и при видимости в южном полушарии Земли (Австралия и Новая Зеландия). После этого явления Луна при самой малой фазе перейдет в созвездие Козерога, где примет фазу новолуния и выйдет на вечернее небо. 25 января при фазе 0,01 + молодой серп сблизится с Меркурием на фоне вечерней зари, а на следующий день перейдет в созвездие Водолея, увеличив фазу до 0,03+. Здесь 28 января Луна при фазе 0,11+ пройдет южнее Нептуна и Венеры, а затем устремится к созвездию Рыб, которого достигнет 29 января при фазе 0,17+. Здесь Луна (Ф= 0,22+) достигнет апогея своей орбиты на расстоянии 405389 км от центра Земли, В этот же день, увеличив фазу до 0,22+, растущий серп перейдет в созвездие Кита и пробудет здесь до 31 января, увеличив фазу до 0,32+. Посетив еще раз созвездие Рыб, лунный серп при фазе 0,4+ закончит свой путь по январскому небу, наблюдаясь на вечернем небе и находясь в нескольких градусах южнее Урана.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца, 16 января переходя в созвездие Козерога. 10 января быстрая планета вступает в верхнее соединение с Солнцем. Меркурий в первую половину января не виден, а затем появляется на вечернем небе у юго-западного горизонта. Видимый диаметр Меркурия имеет значение около 5 угловых секунд. Фаза планеты блика к 1. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид крохотного диска. Блеск планеты несколько варьируется около значения -1m.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 11 января переходя в созвездие Водолея. Планета видна на фоне вечерней зари в виде яркой звезды. Наблюдать Венеру можно даже невооруженным глазом на дневном небе (во второй половине дня). 28 января около планеты будет находиться Луна, что облегчит поиск Венеры в дневное время. Угловое расстояние вечерней звезды от Солнца к концу месяца увеличивается от 34 до 40 градусов к востоку от центрального светила. Видимый диаметр Венеры возрастает от 12” до 15,5”, а фаза имеет значение около 0,8 при блеске около -4m. В телескоп планета видна в виде небольшого белого диска.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов. Планета видна на утреннем небе в виде достаточно яркой звезды. В телескоп виден крохотный диск без деталей. Блеск планеты составляет + 1,7m, а видимый диаметр имеет значение около 4”. Марс 13 октября 2020 года пройдет противостояние с Солнцем при видимом диаметре 22,5 секунд дуги.

Юпитер перемещается в одном направлении Солнцем по созвездию Стрельца. Газовый гигант наблюдается на фоне утренней зари. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы составляет около 32” при блеске около -1,8m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты.

Сатурн перемещается в одном направлении Солнцем по созвездию Стрельца рядом с треугольником звезд пи, омикрон и кси Sgr. Наблюдается окольцованная планета на фоне вечерней зари, 13 января вступая в соединение с Солнцем и переходя на утреннее небо. Блеск планеты составляет около +0,6m при видимом диаметре около 15”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 24 градуса.

Уран (5,9m, 3,4”) перемещается попятно по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2m), 11 января меняя движение на прямое. Планета видна всю ночь. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,9m, 2,3”) движется в одном направлении Солнцем по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m). Планета видна в первую половину ночи. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2020 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет, видимых в январе с территории нашей страны, расчетный блеск около 11m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: С/2018 N2 (ASASSN) и PANSTARRS (C/2017 Т2). Первая при максимальном расчетном блеске около 11m движется по созвездию Андромеды. Вторая перемещается по созвездию Персея при максимальном расчетном блеске около 9m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов самым ярким в январе будет Веста (7,4m) – в созвездии Кита и Овна. Эфемериды других доступных малым телескопам астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn012020.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndeXzAll.htm.

Из относительно ярких дологопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: S Скульптора 6,7m – 1 января, Z Лебедя 8,7m – 1 января, X Северной Короны 9,1m – 3 января, X Единорога 7,4m – 6 января, W Лиры 7,9m – 8 января, R Орла 6,1m – 14 января, Z Орла 9,0m – 14 января, X Водолея 8,3m – 14 января, RT Весов 9,0т – 15 января, U Овна 8,1m – 16 января, хи Лебедя 5,2m – 20 января, RY Змееносца 8,2m – 22 января, R Микроскопа 9,2m – 22 января, V Малого Пса 8,7m – 24 января, W Водолея 8,9m – 24 января, R Овна 8,2m – 28 января, V Девы 8,9m – 28 января, X Жирафа 8,1m – 31 января, Т Центавра 5,5m – 31 января. Больше сведений на http://www.aavso. org/ .

Среди основных метеорных потоков 3 января максимума действия достигнут Квадрантиды (ZHR= 120) из созвездия Волопаса. Луна в период максимума этого потока близка к новолунию и не создаст помех для наблюдений Квадрантид. Подробнее на http://www.imo.net