Астрономический календарь на январь 2021 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

Астрономический календарь

1 января – Луна (Ф= 0,95-) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
1 января – покрытие Луной (Ф= 0,95-) звезды гамма Рака (4,6m) при видимости в северных районах России,
2 января – Земля в перигелии своей орбиты на расстоянии 0,9832571 а.е. от Солнца,
2 января – Луна (Ф= 0,84-) проходит севернее Регула,
3 января – максимум действия метеорного потока Квадрантиды (ZHR= 120) из созвездия Волопаса,
4 января – покрытие Луной (Ф= 0,67-) звезды ню Девы (4,0m) при видимости на территории России (кроме Европейской ее части),
6 января – Луна в фазе последней четверти,
6 января – Луна (Ф= 0,45-) проходит севернее Спики,
9 января – Луна (Ф= 0,16-) в перигее своей орбиты на расстоянии 367391 км от центра Земли,
10 января – Меркурий проходит в 1,6 гр. севернее Сатурна,
10 января – Луна (Ф= 0,12-) проходит севернее Антареса,
10 января – Луна (Ф= 0,07-) в нисходящем узле своей орбиты,
11 января – Меркурий проходит в 1,4 гр. от Юпитера,
11 января – Луна (Ф= 0,03-) проходит южнее Венеры,
12 января – Луна (Ф= 0,01-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
13 января – новолуние,
14 января – Луна (Ф= 0,01+) близ Меркурия, Юпитера и Сатурна,
14 января – Уран в стоянии с переходом к прямому движению,
16 января – покрытие Луной (Ф= 0,13+) звезды тау2 Водолея (4,0m) при видимости на Европейской части России,
17 января – Луна (Ф= 0,18+) проходит южнее Нептуна и севернее Цереры,
20 января – Марс проходит в 1,6 гр. севернее Урана,
20 января – покрытие Луной (Ф= 0,46+) звезды ню Рыб (4,4m) при видимости в восточной половине России,
20 января – Луна в фазе первой четверти,
21 января – Луна (Ф= 0,53+) проходит южнее Урана и Марса,
21 января – Луна (Ф= 0,56+) в апогее своей орбиты на расстоянии 404358 км от центра Земли,
23 января – Меркурий достигает максимальной вечерней (восточной) элонгации 19 градусов,
23 января – Луна (Ф= 0,71+) проходит южнее Плеяд,
24 января – Луна (Ф= 0,79+) проходит севернее Гиад и Альдебарана,
24 января – Сатурн вступает в соединение с Солнцем,
24 января – Луна (Ф= 0,84+) в восходящем узле своей орбиты,
26 января – Луна (Ф= 0,95+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
26 января – покрытие Луной (Ф= 0,96+) звезды омега Близнецов (5,2m) при видимости на большей части России,
28 января – Луна (Ф= 1,0) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
28 января – полнолуние,
28 января – покрытие Луной (Ф= 1,0) звезды гамма Рака (4,6m) при видимости почти на всей территории России,
29 января – Юпитер вступает в соединение с Солнцем,
30 января – Меркурий достигает стояния с переходом к попятному движению,
30 января – Луна (Ф= 0,97-) проходит севернее Регула

Солнце движется по созвездию Стрельца до 20 января, а затем переходит в созвездие Козерога. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня увеличивается, достигая к концу месяца 8 часов 32 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 11 до 16 градусов. Январь – не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать новые образования на поверхности дневного светила можно в телескоп или бинокль. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солонца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу 2021 года при фазе 0,96- около звездного скопления Ясли (М44). 2 января Луна достигнет созвездия Льва, уменьшив фазу до 0,91-. В конце этого дня при фазе 0,85- ночное светило пройдет севернее Регула. Созвездие Льва Луна покинет 4 января при фазе 0,69-, вступив в созвездие Девы. Здесь Луна 6 января примет фазу последней четверти, а затем при фазе 0,45- пройдет севернее Спики. 7 января старый месяц (Ф= 0,33-) перейдет в созвездие Весов и пробудет в нем до 9 января, когда достигнет созвездия Скорпиона при фазе 0,16-. В созвездие Змееносца лунный серп войдет в этот же день при фазе 0,13-. Здесь Луна пробудет до 11 января, перейдя в этот день в созвездие Стрельца при фазе 0,05-. В этот день тающий серп (Ф= 0,03-) пройдет южнее Венеры, а 13 января примет здесь фазу новолуния, перейдя в этот день в созвездие Козерога и выйдя на вечернее небо. 14 января тонкий растущий серп сблизится с Сатурном, Юпитером и Меркурием, наблюдаясь низко над горизонтом на вечернем небе. 15 января лунный серп достигнет созвездия Водолея при фазе 0,07+, где 17 января пройдет между Нептуном и Церерой, увеличив фазу до 0,18+. На следующий день Луна перейдет в созвездие Рыб при фазе 0,24+, а затем – в созвездие Кита уже при фазе 0,30+. Здесь Луна пробудет до 19 января, еще раз перейдя в созвездие Рыб (Ф= 0,4+). Здесь Луна примет фазу первой четверти 20 января, а 21 января еще раз посетит созвездие Кита, которое покинет в этот же день при фазе 0,57+, перейдя в созвездие Овна и находясь близ Марса и Урана. 22 января лунный овал перейдет в созвездие Тельца при фазе 0,67+. 23 января яркая Луна (Ф= 0,7+) пройдет южнее Плеяд, а на следующий день будет находиться севернее Гиад и Альдебарана при фазе 0,8+. 25 января ночное светило перейдет в созвездие Близнецов при фазе 0,9+, а 27 января достигнет созвездия Рака, приняв здесь фазу полнолуния 28 января около звездного скопления Ясли (М44). 29 января полная Луна перейдет в созвездие Льва и устремится к Регулу, севернее которого пройдет 30 января при фазе 0,97-. 31 января яркий лунный овал перейдет в созвездие Девы и при фазе 0,87- закончит свой путь по небу января.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца, 8 января переходя в созвездие Козерога. Меркурий наблюдается на фоне вечерней зари. В начале месяца его элонгация будет иметь значение 7 градусов, а 23 января планета достигнет вечерней элонгации 19 градусов. Видимый диаметр Меркурия увеличится за месяц от 5 до 8,5 угловых секунд при блеске, снижающемся от -1m до +0,7. Фаза изменяется от 1 до 0,2. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид диска, постепенно переходящего в овал, а затем полудиск и серп.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездиям Змееносца и Стрельца. Планета наблюдается на утреннем небе, уменьшая угловое расстояние от центрального светила от 20 до 13 градусов. 11 января около планеты будет находиться Луна. Видимый диаметр Венеры составляет менее 11”, а фаза близка к 1 при блеске около -4m. В телескоп планета видна в виде небольшого белого диска без деталей.

Марс перемещается по созвездию Рыб (5 января переходя в созвездие Овна) в одном направлении с Солнцем. Планета видна вечером и ночью. Блеск Марса уменьшается за месяц от -0,3m до +0,4m. Видимый диаметр загадочной планеты в течение января уменьшится от 10,5 до 8 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск, на поверхности которого можно различить некоторые детали.

Юпитер перемещается по созвездию Стрельца в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога. Газовый гигант наблюдается по вечерам. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы имеет значение около 32,5” при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается по созвездию Козерога. Окольцованная планета заканчивает вечернюю видимость. Блеск планеты придерживается значения +0,6m при видимом диаметре 15”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×13” при наклоне к наблюдателю 21 градус.

Уран (6m, 3,5”) перемещается попятно (14 января меняя движение на прямое) по созвездию Овна южнее звезды альфа этого созвездия. Планета видна вечером и ночью. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m). Планета наблюдается вечером и ночью. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2021 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: P/Machholz (141Р) и ATLAS (С/2020 М3). Первая при максимальном расчетном блеске около 10m движется по созвездиям Водолея и Кита. Вторая перемещается по созвездию Возничего при максимальном расчетном блеске около 9m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самым ярким будет Веста (6,7m), которая движется по созвездиям Льва и Девы. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndeXzAll.htm .

Сведения об относительно ярких дологопериодических переменных звездах и их минимумах и максимумах содержатся на https://www.aavso.org/