Астрономический календарь на январь 2022 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 января – Луна (Ф= 0,01-) в перигее своей орбиты на расстоянии 358032 км от центра Земли,
2 января – Луна (Ф= 0,0) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
2 января – новолуние,
2 января – Луна (Ф= 0,01+) проходит южнее Венеры,
4 января – Луна (Ф= 0,03+) проходит южнее Меркурия,
4 января – Земля в перигелии своей орбиты на расстоянии 0,9833365 а.е. от Солнца,
4 января – максимум действия метеорного потока Квадрантиды из созвездия Волопаса (ZHR= 120),
4 января – Луна (Ф= 0,06+) проходит южнее Сатурна,
6 января – Луна (Ф= 0,15+) проходит южнее Юпитера,
7 января – Меркурий достигает максимальной вечерней (восточной) элонгации 19 градусов,
7 января – Луна (Ф= 0,27+) проходит южнее Нептуна,
8 января – покрытие Луной (Ф= 0,33+) звезды 30 Рыб (4,3m) при видимости на Дальнем Востоке,
9 января – Венера в нижнем соединении с Солнцем,
9 января – Луна в фазе первой четверти,
11 января – Луна (Ф= 0,66+) проходит южнее Урана,
13 января – Луна (Ф= 0,79+) проходит севернее Цереры и южнее Плеяд,
13 января – Луна (Ф= 0,80+) в восходящем узле своей орбиты,
13 января – Меркурий в стоянии с переходом к попятному движению,
13 января – Луна (Ф= 0,85+) проходит севернее Гиад и Альдебарана,
14 января – Луна (Ф= 0,89+) в апогее своей орбиты на расстоянии 405804 км от центра Земли,
16 января – Луна (Ф= 0,98+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
17 января – полнолуние,
18 января – Луна (Ф= 0,99-) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44),
18 января – Уран в стоянии с переходом к прямому движению,
20 января – Луна (Ф= 0,94-) проходит севернее Регула,
23 января – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем,
24 января – Луна (Ф= 0,6-) проходит севернее Спики,
25 января – Луна в фазе последней четверти,
26 января – покрытие Луной (Ф= 0,42-) звезды альфа Весов (2,7m) при видимости на Европейской части страны,
27 января – Луна (Ф= 0,31-) в нисходящем узле своей орбиты,
28 января – Луна (Ф= 0,24-) проходит севернее Антареса,
29 января – Венера в стоянии с переходом к прямому движению,
29 января – Луна (Ф= 0,1-) проходит южнее Марса и кометы P/Kopff (22P),
29 января – Луна (Ф= 0,08-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
30 января – Луна (Ф= 0,06-) в перигее своей орбиты на расстоянии 362252 км от центра Земли.

Солнце (находясь близ перигелия своей орбиты) движется по созвездию Стрельца до 20 января, а затем переходит в созвездие Козерога. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня увеличивается, достигая к концу месяца 8 часов 32 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 11 до 17 градусов. Январь – не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать новые образования на поверхности дневного светила можно в телескоп или бинокль. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или друтие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луyа начнет движение по небу 2022 года при фазе 0,05- в созвездии Змееносца. В первый день года лунный серп (Ф= 0,01-) перейдет в созвездие Стрельца. Здесь Луна примет фазу новолуния 2 января, оставаясь в созвездии Стрельца до 3 января, переходя затем (Ф= 0,02+) в созвездие Козерога. Здесь молодой месяц пройдет южнее Меркурия (Ф= 0,03+), а затем южнее Сатурна (Ф= 0,06+) 4 января. 5 января Луна (Ф= 0,12+) войдет в созвездие Водолея, где 6 января пройдет южнее Юпитера при фазе 0,15+. 7 января Луна пройдет южнее Нептуна при фазе 0,27+, а 8 января перейдет в созвездие Рыб (Ф= 0,33+). В этот же день лунный серп перейдет в созвездие Кита при фазе 0,39+, а 9 января вновь пересечет границу созвездия Рыб при фазе 0,48+. Здесь Луна примет фазу первой четверти 9 января, а затем устремится к созвездию Овна, которого достигнет 11 января при фазе 0,62+. Здесь в этот день лунный овал пройдет южнее Урана при фазе 0,66+, а затем устремится к созвездию Тельца, в которое войдет 12 января при фазе 0,76+. 13 января лунный овал пройдет севернее Цереры и южнее Плеяд при фазе 0,79+, к концу этого дня будет находиться близ Гиад и Альдебарана при фазе около 0,85+. 15 января ночное светило (Ф= 0,95+) перейдет в созвездие Близнецов, а 17 января – в созвездие Рака, где в этот день примет фазу полнолуния, наблюдаясь всю ночь. На следующий день Луна (Ф= 0,99-) пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44), а 19 января яркий лунный диск при фазе 0,97- перейдет в созвездие Льва. Здесь Луна 20 января при фазе 0,94- пройдет севернее Регула. В созвездие Девы Луна войдет фазе 0,82- 22 января, где 24 января пройдет севернее Спики при фазе 0,6-, а 25 января примет здесь фазу последней четверти. В этот день лунный полудиск (Ф= 0,48-) перейдет в созвездие Весов. 27 января при фазе 0,31- лунный серп перейдет в созвездие Скорпиона, а затем при фазе 0,25- в созвездие Змееносца, наблюдаясь севернее Антареса. Здесь ночное светило пробудет до 29 января, когда достигнет созвездия Стрельца при фазе 0,13-. В этот день лунный серп (Ф= 0,1-) пройдет южнее Марса и кометы P/Kopff (22Р). 31 января при фазе 0,02- Луна пройдет южнее Меркурия, а затем перейдет в созвездие Козерога, где и закончит свой путь по небу января около фазы новолуния.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца, 2 января переходя в созвездие Козерога, где сменит движение на попятное 13 января. 25 января Меркурий снова пересечет границу с созвездием Стрельца. Планета наблюдается на вечернем небе, постепенно уменьшая угловое расстояние от дневного светила до момента нижнего соединения с Солнцем 23 января. Перейдя на утреннее небо, быстрая планета появится в лучах зари в конце месяца. Видимый диаметр Меркурия до соединения увеличивается от 6 до 10 секунд дуги, а затем уменьшается до 9,5 угловых секунд. Блеск быстрой планеты уменьшается в течение описываемого периода от -0,7m до + 1,5m. Фаза Меркурия изменяется от 0,78 до 0, а затем увеличивается до 0,16. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид овала, переходящего в полудиск, а затем – в серп.

Венера движется попятно по созвездию Стрельца, 29 января проходя стояние и переходя к прямому движению. В начале месяца планета наблюдается на вечернем небе, уменьшая угловое расстояние от центрального светила от 13 до 5 градусов ко времени нижнего соединения с Солнцем 9 января. К этому времени видимый диаметр Венеры достигает максимального значение 63”. Это означает, что люди с острым зрением смогут увидеть серп планеты невооруженным глазом. Следует отметить, что в данное соединение будет иметь место двойная видимость Венеры. Планета будет наблюдаться и утром и вечером. После соединения Венера переходит на утреннее небо, а видимый диаметр начнет уменьшаться, достигая значения 50” к концу месяца. Фаза Венеры после соединения увеличивается от 0,0 до 0,14 при максимальном блеске – 4,8m в конце января. В телескоп наблюдается яркий серп без деталей.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца, 19 января переходя в созвездие Стрельца. Планета имеет утреннюю видимость, наблюдаясь на фоне зари. Блеск Марса придерживается значения +1,5m, а видимый диаметр загадочной планеты составляет более 4 секунд дуги. В телескоп наблюдается крохотный диск практически без деталей.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея. Газовый гигант имеет вечернюю видимость, наблюдаясь невысоко над горизонтом в юго-западной стороне неба. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 35,5” до 33,5” при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога. Окольцованная планета имеет вечернюю видимость, заканчивая ее к концу месяца. Блеск планеты снижается до +0,7m при видимом диаметре около 15,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет 17 градусов.

Уран (6m, 3,5”) перемещается попятно (18 января переходя к прямому движению), находясь в созвездии Овна (южнее звезды альфа этого созвездия). Планета находится на вечернем и ночном небе, и может быть найдена при помощи бинокля. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний (лучше около противостояния) на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Водолея левее звезды фи Aqr (4,2m). Планета находится на вечернем небе. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2022 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 11m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: Leonard (C/2021 А1) и P/Borrelly (19Р). Первая при максимальном расчетном блеске около 6m движется по созвездию Южной Рыбы. Вторая перемещается по созвездию Кита и Рыб при максимальном расчетном блеске около 8m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самыми яркими будут Церера (Телец), Веста (Змееносец и Стрелец) и Ирида (Близнецы), максимальный блеск которых составит 7,6m. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm.

Дологопериодические переменные звезды месяца. Данные по переменным звездам (даты максимумов и минимумов) можно найти на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 4 января максимума действия достигнут Квадрантиды (ZHR= 120) из созвездия Волопаса. Луна в период максимума этого потока близка к новолунию и не создаст помех для наблюдений Квадрантид. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в АК 2022 – http://www.astronet.ru/db/msg/769488