Астрономы сообщили об огромном пятне в центре Солнца

РИА Новости. Вблизи центра солнечного диска появилась одна из самых красивых и крупных активных областей, рассказали астрономы из Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева РАН.

© Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева РАН© Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца
Физического института имени Лебедева РАН

Такие активные области формируются вокруг групп солнечных пятен и представляют собой системы огромных магнитных петель. Они наполнены горячей плазмой и простираются на несколько сотен тысяч километров. Часто их размеры превышают расстояние от Земли до Луны, говорится в сообщении.

Однако увидеть эти системы с Земли невозможно, потому что их излучение лежит в жесткой ультрафиолетовой области спектра и земная атмосфера полностью его поглощает. В лучшем случае можно разглядеть только солнечные пятна в основании области. Однако из космоса системы видны во всех деталях. Несколько снимков активной области сделала работающая сейчас на орбите космическая солнечная обсерватория SDO (НАСА).

“Соответствующие области называются активными, так как часто являются центрами крупных солнечных вспышек. Это связано с повышенной напряженностью магнитного поля, благодаря которой здесь могут формироваться весьма сильные электрические токи, которые и приводят к вспышкам”, — поясняют астрономы.

Но иногда магнитные поля активных областей образуют устойчивые конфигурации с минимальной энергией — их называют потенциальными. Они обладают огромными запасами энергии, часто превышающими годовое потребление всей Земли в миллионы раз, но, поскольку энергия находится в точке потенциального минимума, ее высвобождение невозможно, и область остается спокойной.

Астрономы отмечают, что наблюдающаяся сейчас область относится именно к такому типу. Несмотря на огромные размеры и энергию, за несколько дней в ней не произошло ни одной вспышки.

“Если в ближайшие дни здесь не произойдет каких-то событий, которые перестроят магнитную конфигурацию и лишат ее “потенциального статуса”, то область, вращаясь вместе с Солнцем, так и скроется за солнечным горизонтом без каких-либо последствий для Земли”, — заключают специалисты.