“Хаббл” получил фотографии давно умершей звезды в соседней галактике

РИА Новости. Орбитальная обсерватория “Хаббл” получила фотографии туманности DEM L316A в галактике Большое Магелланово Облако, представляющей собой останки взорвавшегося в прошлом белого карлика, от которого не осталось и следа, сообщает сайт космического телескопа.

Останки сверхновой DEM L316A в соседней галактикеОстанки сверхновой DEM L316A в соседней галактике
© ESA/Hubble & NASA, Y. Chu

Так называемые сверхновые типа Ia возникают из белых карликов — старых “выгоревших” звезд небольшой массы, лишенных собственных источников энергии. Они вспыхивают в двойных звездных системах, состоящих из двух белых карликов или белого карлика и красного гиганта. В первом случае сверхновая взрывается при слиянии карликов, а во втором — в результате накопления материи гиганта на поверхности меньшего светила.

Сверхновые первого типа взрываются с примерно одинаковой яркостью из-за физических процессов, управляющих их развитием. Это свойство Сол Перлмуттер, Адам Рисс и Брайан Шмидт использовали для демонстрации ускоряющегося расширения Вселенной, за что они получили Нобелевскую премию 2011 года по физике.

В отличие от других типов сверхновых, в результате этого взрыва по крайней мере одна участвовавшая в нем звезда полностью исчезает, и на ее месте остается горячее и светящееся облако из раскаленной плазмы, множества тяжелых элементов, возникших в ходе взрыва, которое продолжает сиять еще несколько тысяч лет перед тем, как оно полностью остынет и угаснет. Из-за столь высокой скоротечности останки подобных сверхновых являются большой редкостью, и поэтому они привлекают взоры астрономов.

По этой причине туманность DEM L316A в созвездии Золотой Рыбки, расположенная внутри Большого Магелланова Облака, спутнике Млечного Пути, на расстоянии в 150 тысяч световых лет от нас, часто становится предметом внимания ученых. Помимо DEM L316A, в данной галактике есть еще два подобных объекта – туманности SNR 0509 и SNR 0519.

Изучая эти объекты, астрономы и астрофизики пытаются понять, действительно ли белые карлики взрываются с одинаковой силой и яркостью, или, как недавно заявили астрономы из университета Аризоны, в прошлом они могли вести себя иначе. Если эти различия подтвердятся, то тогда космологам придется пересмотреть наши представления о том, как расширялась и как сейчас расширяется Вселенная, а также перенести время ее возможного конца – “Большого Разрыва”.