Наблюдения за звёздным небом в августе 2018 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

Наблюдения за звёздным небом

2 августа – долгопериодическая переменная звезда U Кита близ максимума блеска (6,5m),
4 августа – Луна (Ф= 0,6-) близ Урана,
4 августа – Луна в фазе последней четверти,
6 августа – покрытие Луной при фазе 0,28- звезды Альдебаран при видимости в северных широтах и Сибири,
5 августа – комета PANSTARRS (C/2017 S3) близ Поллукса,
7 августа – Уран в стоянии с переходом к попятному движению,
8 августа – Луна (Ф= 0,05-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
9 августа – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем,
10 августа – Луна (Ф= 0,01-) проходит восходящий узел своей орбиты,
10 августа – Луна (Ф= 0,01-) проходит перигей своей орбиты на расстоянии 358080 км от центра Земли,
11 августа – новолуние,
11 августа – частное солнечное затмение (Ф= 0,74) при видимости в России (см. карту-схему),
11 августа – Луна (Ф= 0,0) близ Меркурия,
12 августа – максимум действия метеорного потока Персеиды (до 120 метеоров в час!),
12 августа – Луна (Ф= 0,01+) близ Регула,
14 августа – Луна (Ф= 0,15+) близ Венеры,
15 августа – Луна (Ф= 0,25+) близ Спики,
17 августа – Луна (Ф= 0,41+) близ Юпитера,
17 августа – Венера проходит точку максимальной восточной (вечерней) элонгации 46 градусов.
17 августа – долгопериодическая переменная звезда S Северной Короны близ максимума блеска (6m),
18 августа – Луна в фазе первой четверти,
18 августа – Меркурий в стоянии с переходом от попятного движения к прямому,
18 августа – максимум действия метеорного потока каппа-Цигниды,
19 августа – Луна (Ф= 0,6+) близ Антареса,
21 августа – Луна (Ф= 0,8+) близ Сатурна,
21 августа – долгопериодическая переменная звезда X Единорога и R Дракона близ максимума блеска (6,5m),
22 августа – Луна (Ф= 0,85+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
22 августа – долгопериодическая переменная звезда U Геркулеса близ максимума блеска (6,5m),
23 августа – Луна (Ф= 0,92+) проходит апогей своей орбиты на расстоянии 404740 км от центра Земли,
23 августа – Луна (Ф= 0,93+) близ Марса,
24 августа – Луна (Ф= 0,96+) проходит нисходящий узел своей орбиты,
25 августа – покрытие Луной при фазе 0,98- звезды дельта Козерога (2,9m),
26 августа – полнолуние,
26 августа – Меркурий проходит точку максимальной западной (утренней) элонгации 18 градусов.
27 августа – Луна (Ф= 0,99-) близ Нептуна,
28 августа – Марс в стоянии с переходом к прямому движению,
31 августа – Луна (Ф= 0,8-) близ Урана.

Солнце движется по созвездию Рака до 10 августа, а затем переходит в созвездие Льва и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила, по сравнению с первыми двумя летними месяцами уменьшается с каждым днем все быстрее. Как следствие, также быстро уменьшается продолжительность дня: с 15 часов 59 минут в начале месяца до 13 часов 52 минут к концу описываемого периода (более двух часов). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 52 до 42 градусов. Для наблюдений Солнца август – один из самых благоприятных месяцев в северном полушарии Земли. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по августовскому небу при фазе 0,85- в созвездии Водолея, наблюдаясь в ночные и утренние часы над восточным и южным горизонтом. Побывав в первый день месяца в созвездиях Рыб и Кита, ночное светило продолжит путь по созвездию Кита 2 августа, а по созвездию Рыб 3 августа. Уменьшив фазу до 0,58- лунный овал еще раз зайдет в созвездие Кита 4 августа, и в этот же день перейдет в созвездие Овна уже при фазе последней четверти. В созвездие Тельца лунный серп войдет 5 августа при фазе 0,42-, устремившись к звезде Альдебаран, которую покроет 6 августа при фазе 0,28- и при видимости в северных широтах и Сибири. Продолжив путешествие по созвездию Тельца до конца 7 августа, тонкий серп Луны (Ф= 0,17-) посетит 8 августа созвездие Ориона, и в этот же день перейдет в созвездие Близнецов. Здесь 8 августа Луна пройдет точку максимального склонения к северу от небесного экватора близ перигея своей орбиты, а 10 августа при фазе 0,03- перейдет в созвездие Рака. Здесь старый месяц пройдет южнее звездного скопления Ясли – М44 (близ восходящего узла своей орбиты). 11 августа Луна перейдет в созвездие Льва, где наступит новолуние. При данном новолунии произойдет частное солнечное затмение, которое будет наблюдаться на севере страны и в восточной ее половине. Максимальная фаза 0,74 будет наблюдаться на Чукотке. Закончив это небесное шоу, Луна выйдет на вечернее небо, и 12 августа самый тонкий растущий серп будет наблюдаться близ Регула. Созвездия Девы Луна достигнет 13 августа при фазе 0,08+. Постепенно увеличивая фазу, Луна 15 августа будет наблюдаться близ Спики (Ф= 0,25+), находясь достаточно низко над горизонтом. 16 августа лунный серп (Ф= 0,35+) достигнет созвездия Весов и пройдет севернее Юпитера уже 17 августа при фазе 0,41+. В созвездии Весов Луна примет фазу первой четверти, а 19 августа посетит созвездие Скорпиона. В этот же день лунный овал при фазе 0,6+ перейдет в созвездие Змееносца, и будет наблюдаться низко над горизонтом в вечернее и ночное время. 20 августа яркая Луна (Ф= 0,74+) перейдет в созвездие Стрельца и совершит почти трехдневное путешествие по этому созвездию, пройдя в начале этого пути севернее Сатурна (близ максимального склонения к югу от небесного экватора). В созвездие Козерога Луна войдет при фазе 0,93+ 23 августа, пройдя севернее Марса. В созвездие Водолея яркая Луна перейдет 25 августа, а на следующий день примет здесь фазу полнолуния, устремившись к Нептуну, южнее которого пройдет 27 августа. 28 августа ночное светило посетит созвездие Рыб при фазе 0,96-, а 29 августа перейдет в созвездие Кита. 30 августа лунный овал вновь перейдет в созвездие Рыб (Ф= 0,87-), а 31 августа еще раз зайдет в созвездие Кита, где и завершит при фазе 0,72- путь по летнему небу.

Меркурий перемещается попятно 18 августа меняя движение на прямое. Планета за месяц посетит созвездия Льва и Рака (с 4 по 29 августа). Меркурий в начале месяца виден в лучах заходящего Солнца, но быстро сближается с центральным светилом и 9 августа проходит нижнее соединение с Солнцем. После соединения Меркурий также быстро выходит на утреннее небо и к 26 августа достигает максимальной западной элонгации 18 градусов при видимости на утреннем небе. Это будет лучшая утренняя видимость планеты на всей территории страны. Видимый диаметр быстрой планеты постепенно уменьшается от 11 до 6,5 угловых секунд, а фаза уменьшается от 0,1 до 0, а затем увеличивается от 0 до 0,55. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид серпа, превращающегося в полудиск, а затем в овал. Блеск планеты постепенно увеличивается от Зт в начале месяца до -0,5т в конце описываемого периода. В августе 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, в конце месяца сближаясь со Спикой. Планета постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца (до 46 градусов к середине месяца – максимальная элонгация), являясь великолепным украшением вечернего неба. В телескоп наблюдается небольшой белый овал без деталей. Видимый диаметр Венеры увеличивается от 20” до 29”, а фаза уменьшается от 0,6 до 0,4 при среднем блеске -4,5.

Марс перемещается попятно по созвездию Козерога, 28 августа меняя движение на прямое. Планета наблюдается всю ночь над южным горизонтом в виде яркой красноватой звезды выделяющейся на фоне других звезд. Блеск планеты за месяц уменьшается от -2,8т до -2,1т, а видимый диаметр – от 24,3” до 21,0” Идет наиболее благоприятный период видимости загадочной планеты в этом году. Марс 27 июля прошел великое противостояние с Солнцем. Детали на поверхности планеты визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается прямым движением по созвездию Весов близ звезды альфа этого созвездия. Газовый гигант наблюдается вечером и ночью. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 38,0” до 35,0” при блеске около -2,0т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Стрельца. Наблюдать окольцованную планету можно вечером и ночью. Блеск планеты составляет 0,3т при видимом диаметре, достигающем 18”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем (7 августа меняя движение на попятное) по созвездию Овна близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т. Планета видна на утреннем и ночном небе, а найти ее можно при помощи бинокля. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, но такая возможность представится в конце лета и осенью этого года. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на утреннем и ночном небе. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2018 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет, видимых в августе с территории нашей страны, расчетный блеск около 11т и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRS (С/2017 S3) и P/Giacobini-Zinner (21Р). Первая при максимальном блеске около 4т движется по созвездиям Возничего, Близнецов, Рака, Гидры, Секстанта и Льва. Вторая перемещается по созвездиям Кассиопеи, Жирафа, Персея и Возничего при максимальном блеске около 9т. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net comet weekly current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов самыми яркими в августе будут Церера (8,8т) – в созвездии Льва и Девы, а также Веста (6,3т) – в созвездии Змееносца. Эфемериды этих и других доступных малым телескопам астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn082018.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: U Кита 7,5т – 2 августа, R Рыб 8,2т – 10 августа, RT Весов 9,0т – 10 августа, V Кассиопеи 7,9т – 10 августа, Z Скорпиона 9,2т – 11 августа, R Волос Вероники 8,5т – 16 августа, S Северной Короны 7,3т – 17 августа, R Дельфина 8,3т – 18 августа, W Эридана 8,6т – 20 августа, X Единорога 7,4т – 21 августа, R Дракона 7,6т – 21 августа, U Геркулеса 7,5т – 22 августа, S Весов 8,4т – 24 августа, RT Орла 8,4т – 24 августа, Т Журавля 8,6т – 24 августа, Z Орла 9,0т – 27 августа, R Ворона 7,5т – 29 августа, R Резца 7,9т – 30 августа. Больше сведений на http://www.aavso.or ц . Среди основных метеорных потоков 12 августа в 20 часов по всемирному времени максимума действия достигнут Персеиды (ZHR= 120). 18 августа максимальной интенсивности достигнут каппа-Цигниды из созвездия Лебедя (ZHR= 3). Луна в период максимума Персеид будет близ новолуния, поэтому условия наблюдений метеоров этого потока будут весьма благоприятны. Для каппа-Цигнид условия наблюдений менее благоприятны из-за влияния растущей Луны. Подробнее на http://www.imo.net