Наблюдения за звёздным небом в феврале 2015 года

5 февраля – Меркурий проходит в 2,54 севернее астероида Эвномия,
5 февраля – Меркурий проходит в 4,80 севернее астероида Веста,
6 февраля – Юпитер вступает в противостояние с Солнцем,
11 февраля – Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению,
15 февраля – покрытие астероидом (32536) 2001 PD41 на 1 секунду звезды TYC 0231-00473-1 (9,0 m) из созвездия Гидры при видимости в Казахстане,
16 февраля – покрытие астероидом(1233) Kobresia на 3 секунды звезды TYC 0249-01552-1 (9,8 m) из созвездия Секстанта при видимости на Европейской части России,
18 февраля – окончание вечерней видимости Нептуна,
22 февраля – покрытие Луной (ф=0,12) планеты Уран (+5,8m) при видимости в Северной Америке,
22 февраля – Венера проходит в 0,41 южнее планеты Марс,
22 февраля – Меркурий проходит в 3,64 севернее астероида Метида,
26 февраля – Меркурий достигает утренней элонгации 26,7 градусов,
26 февраля – покрытие Луной (Ф= 0,52) звезды Альдебаран (альфа Тельца) при видимости в Арктике (Россия),
26 февраля – Нептун вступает в соединение с Солнцем,
27 февраля – окончание утренней видимости Меркурия в средних широтах.

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Февраль – не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале Небосвод http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по февральскому небу при фазе 0,91 близ звезды лямбда Близнецов. Яркий лунный диск будет освещать небо всю ночь, поднимаясь к полуночи высоко над горизонтом. 2 февраля он прейдет в созвездие Рака и пробудет в нем до 4 февраля, приняв фазу полнолуния. Перейдя в созвездие Льва, ночное светило пройдет южнее Юпитера и Регула, затем посетит созвездие Секстанта, и вновь пройдет по территории созвездия Льва (6 февраля), снизив фазу лишь ненамного (лишь до 0,9). Склонение Луны уменьшается и уменьшается ее максимальная высота над горизонтом. Видимость постепенно переходит в утреннюю. Двигаясь по созвездию Девы с 7 по 10 февраля, лунный овал 9 февраля пройдет севернее Спики при фазе 0,73, а на следующий день перейдет в созвездие Весов, где 12 февраля примет фазу последней четверти. Быстро миновав созвездие Скорпиона и пройдя севернее Сатурна при фазе 0,42, Луна вступит в созвездие Змееносца (двигаясь севернее Антареса) и пробудет здесь до 14 февраля, перейдя в этот день в созвездие Стрельца при фазе 0,25. В эти дни лунный серп виден по утрам низко над горизонтом. Миновав созвездие Стрельца, старый месяц вступит 17 февраля в созвездие Козерога при фазе 0,06, и сблизится здесь с Меркурием. Созвездия Водолея Луна достигнет 19 февраля и примет здесь фазу новолуния (в следующее новолуние произойдет полное солнечное затмение). Перейдя на вечернее небо, тонкий серп 20 февраля вступит в созвездие Рыб, и сблизится здесь с Венерой и Марсом при фазе 0,06. На следующий день произойдет покрытие Луной (Ф= 0,12) Урана, полоса видимости которого пройдет почти по всей территории России и СНГ. Но наблюдать явление можно будет лишь в Сибири и на Востоке страны, т.к. во время покрытия там будет темное время суток.23 февраля растущий серп Луны перейдет в созвездие Овна, а 24 февраля – в созвездие Тельца. Здесь 25 февраля Луна примет фазу первой четверти, а в ночь с 25 на 26 февраля покроет звезды скопления Гиады и Альдебаран при фазе 0,53. Это покрытие смогут наблюдать жители самых северных районов России. 27 февраля лунный овал покинет созвездие Тельца и на некоторое время посетит северную часть созвездия Ориона, увеличив фазу до 0,72. В последний день месяца Луна перейдет в созвездие Близнецов и закончит здесь свой путь по небу февраля при фазе 0,8.

Из больших планет Солнечной системы в феврале будут наблюдаться все.

Меркурий перемещается по созвездию Козерога, где пробудет весь месяц. 11 февраля планета сменит движение с прямого на попятное, а 24 февраля достигнет максимальной западной элонгации 26,5 градусов. Наблюдать Меркурий можно почти весь месяц на фоне утренней зари. Но, не смотря на большое удаление от Солнца в период элонгации, продолжительность видимости планеты в средних широтах не превышает получаса при низком положении над юго-восточным горизонтом. За несколько дней до конца месяца быстрая планета скроется в лучах восходящего Солнца. В телескоп в начале месяца виден серп с видимыми размерами 9, фазой около 0,1 и блеском +2m, в середине февраля это будет уже полудиск с угловым диаметром 8, фазой около 0,4 и блеском +0,3m, а к концу видимости планета будет выглядеть овалом величиной 6, фазой около 0,6 и блеском 0m. На вечернем небе быстрая планета появится в середине апреля.

Венера весь месяц имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Водолея, 16 февраля переходя в созвездие Рыб. В самом начале месяца Вечерняя Звезда сблизится с Нептуном до 44 угловых минут. Ближайшая к Земле планета видна более двух часов на фоне вечерней зари в виде самой яркой звезды. Элонгация Венеры увеличивается за месяц от 24 до 30 градусов, поэтому найти планету можно даже в дневное время невооруженным глазом. При наблюдении днем в телескоп или бинокль помните об опасности наведения инструмента на Солнце, в результате чего можно повредить зрение! Видимый диаметр планеты увеличивается за месяц от 11 до 12 при фазе 0,92 0,86 и блеске -3,9m. В телескоп можно видеть небольшой белый диск без деталей.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея, 11 февраля переходя в созвездие Рыб. Планета наблюдается вечерами у юго-западного горизонта с продолжительностью видимости около двух часов. Блеск планеты придерживается значения +1,2m, а видимый диаметр – около 4,3. Такие размеры не позволяют вести эффективные телескопические наблюдения поверхности планеты, т.к. детали на ее поверхности практически неразличимы.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Льва, отдаляясь от Регула (альфа Льва), 4 февраля достигая границы созвездия Рака. Газовый гигант наблюдается всю ночь от восхождения до захода, уменьшая продолжительность видимости за месяц от 14 до 12 часов. Это лучшее время в году для наблюдений Юпитера, т.к. 6 февраля он вступает в противостояние с Солнцем. Видимый диаметр самой большой планеты Солнечной системы достигает максимума – 45,4 при максимальном блеске -2,5m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника также видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Идет период покрытий и затмений спутников друг другом! Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН. Обстоятельства покрытий спутников даются в еженедельном обзоре на http://www.astronet.ru/db/news/ .

Сатурн движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона близ звезды бета этого созвездия с блеском 2,6m. Наблюдать Сатурн можно около четырех часов на утреннем небе над юго-восточным горизонтом. Блеск Сатурна составляет +0,5m при видимом диаметре около 16,5. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 36х14.

Уран (5,9m, 3,5.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (в 3 гр. южнее звезды дельта Psc с блеском 4,4m). Планета наблюдается вечером и ночью (5,5 часов в начале месяца и 2,5 часов – в конце). Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. При отсутствии засветки планета может быть найдена невооруженным глазом, а лучшие условия для этого будут в середине месяца близ новолуния. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (8,0m, 2,3) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды сигма Aqr (4,8m). Планета видна в вечернее время (в западной части неба) с продолжительностью видимости в средних широтах около 1,5 часов в начале месяца и скрываясь на сумеречном небе – в конце. Чем южнее будет пункт наблюдения, тем лучше условия наблюдений. Отыскать Нептун можно в бинокль с использованием звездных карт в КН на январь и Астрономическом календаре на 2015 год, а диск становится различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат при прозрачном небе. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет в феврале, в зависимости от местоположения пункта наблюдения на территории нашей страны, можно будет наблюдать, по крайней мере, две небесные странницы блеском до 11m. Самая яркая комета месяца Lovejoy (C/2014 Q2) движется на север, улучшая условия видимости. Ее расчетный блеск составляет около 6m (в конце месяца 7m), и ее достаточно легко найти даже в бинокль. За месяц небесная гостья проделает путь по созвездиям Андромеды и Персея. Комета P/Finlay (15P) перемещается к востоку по созвездиям Рыб и Овна при блеске слабее 10m. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими в феврале будут Юнона (8,2m) и Веста (7,7m). Но Веста находится близ Солнца в созвездии Козерога, и найти ее на фоне утренней зари будет достаточно сложно даже в южных районах страны. Юнона наблюдается всю ночь в созвездии Гидры (близ ее Головы) и Рака, и условия видимости ее с каждым днем становятся все лучше. Из других астероидов блеска 9m достигнут Церера – в созвездии Стрельца, а также Ирида и Флора – в созвездии Льва. Карты путей астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn022015.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RU HYA (8,4m) – 4 февраля, RU SCO (9,0m) – 4 февраля, R BOO (7,2m) – 6 февраля, RR OPH (8,9m) – 13 февраля, RS VIR (8,1 m) – 14 февраля, T GEM (8,7m) – 14 февраля, R CVN (7,7m) – 15 февраля, U UMI (8,2m) -16 февраля, RY OPH (8,2m) – 16 февраля, RU CYG (8,0m) – 17 февраля, S PEG (8,0m) -19 февраля, R VUL (8,1m) – 20 февраля, S UMA (7,8m) – 22 февраля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков максимума 8 февраля достигнут альфа-Центауриды с часовым числом 6 метеоров, но этот поток хорошо видим только в южном полушарии Земли. В конце месяца проявят активность гамма-Нормиды из южного созвездия Наугольника, достигающие максимума уже в марте. Подробнее на http://www.imo.net

Оперативные сведения о небесных телах и явлениях имеются, например, на http://vk.com/astro.nomy и на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58 .

Календарь наблюдателя на февраль 2015 года