Наблюдения за звёздным небом в июле 2014 года

tell

1 июля – Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению
2 июля -Венера проходи в 4 градусах севернее звезды Альдебаран
4 июля – Земля в афелии на максимальном удалении от Солнца
5 июля – астероиды Церера и Веста сближаются до минимального углового расстояния 10 угловых минут
6 июля – покрытие Луной (Ф= 0,56) планеты Марс при видимости в Южной Америке и акватории Тихого океана
7 июля – начало утренней видимости Меркурия в средних широтах
видимости, в том числе, в Юго-Восточной Азии
12 июля – Меркурий достигает утренней (западной) элонгации 21 градус
14 июля – Марс сближается до градуса со Спикой, а Венера со звездой дзета Тельца
16 июля – Меркурий сближается до 6 градусов с Венерой
20 июля – Сатурн в стоянии с переходом к прямому движению
22 июля – Уран с стоянии с переходом к попятному движению
22 июля – покрытие на 2 секунды звезды HIP 87847 (5,4m) из созвездия Змееносца астероидом (26616) 2000 GG6
при видимости, в том числе, на Севере Европы
25 июля – Юпитер в соединении с Солнцем
28 июля – максимум действия метеорного потока Писциды Аустриниды (из созвездия Южной Рыбы) 30 июля
максимум действия метеорных потоков Южные дельта-Аквариды (из созвездия Водолея) и
альфа-Каприкорниды (из созвездия Козерога).

Солнце с минимальным видимым диаметром движется по созвездию Близнецов до 20 июля, а затем переходит в созвездие Рака и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно уменьшается, как и продолжительность дня, которая изменяется с 17 часов 29 минут в начале месяца до 16 часов 05 минут к его концу. Вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними до 22 июля. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца уменьшится с 57 до 52 градусов.Для изучения поверхности Солнца июль – самый благоприятный период в году.Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные), но обязательно с применением солнечного фильтра!

Луна начнет движение по июльскому небу в созвездии Рака при фазе 0,1. 1 июля растущий серп перейдет в созвездие Льва, где 2 июля пройдет южнее Регула, увеличив фазу до 0,17. Этот день Луна проведет в созвездии Секстанта, а 3 июля пройдет по южной части созвездия Льва. С 4 по 7 июля путь ночного светила будет пролегать по созвездию Девы, где наступит фаза первой четверти (5 июля), и лунный полудиск сблизится с Марсом и Спикой. В Южной Америке можно будет наблюдать покрытие Марса Луной (Ф= 0,56). Перейдя в созвездие Весов 7 июня, лунный овал покроет здесь Сатурн при фазе 0,76. И опять повезет жителям Южной Америки и Океании. 9 июля яркий лунный диск при фазе 0,85 перейдет из созвездия Весов в созвездие Скорпиона, и в этот же день в созвездие Змееносца, где пробудет до полуночи 11 июля, увеличив фазу до 0,95. Перейдя в созвездие Стрельца, ночное светило примет фазу полнолуния 12 июля и устремится к созвездию Козерога, которое посетит 13 и 14 июля, ярко освещая и без того светлое небо средних широт. 15 июля лунный овал при фазе 0,85 пройдет севернее Нептуна в созвездии Водолея, а на следующий день вступит в созвездие Рыб, где пробудет до 19 июля. В этом созвездии 18 июля Луна сблизится с Ураном при фазе 0,58, а на следующий день примет фазу последней четверти. В созвездие Овна войдет уже лунный серп с фазой 0,47. Здесь Луна пробудет до 20 июля, когда достигнет созвездия Тельца при фазе 0,3. 21 июля тающий серп пройдет по Гиадам, традиционно для 2014 года покрыв звезды дельта Tau и пройдя в градусе севернее Альдебарана. 24 июля, также традиционно, Луна посетит созвездие Ориона, пройдет южнее Венеры при фазе 0,05, и перейдет в созвездие Близнецов. Здесь 25 июля произойдет сближение с Меркурием при фазе 0,02, а на следующий день – с Юпитером, но уже при фазе 0,0 в созвездии Рака. После полуночи 27 июля в этом созвездии наступит новолуние, а на вечернее небо тонкий серп выйдет уже в созвездии Льва 28 июля. Дальнейший путь растущего серпа будет пролегать по созвездиям Льва и Секстанта, а закончит Луна свой путь по июльскому небу в созвездии Девы при фазе 0,2.

Из больших планет Солнечной системы в июле будут наблюдаться все, кроме Юпитера (данные для средних широт).

Меркурий до 10 июля находится в созвездии Тельца, а затем перейдет в созвездие Ориона, где пробудет до 16 июля, когда перейдет в созвездие Близнецов. Весь месяц планета движется в одном направлении с Солнцем. С середины месяца Меркурий появляется в лучах восходящего Солнца, но продолжительность его видимости составляет не более получаса. В телескоп в период видимости можно наблюдать полудиск с видимыми размерами около 7 секунд дуги и менее и фазой около 0,5 и более. Блеск планеты постепенно увеличивается от +2,5m до -1,7m.

Венера весь месяц имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Тельца, 18 июля переходя в созвездие Близнецов. Наблюдать ближайшую к Земле планету можно на фоне утренней зари (лучше всего – на юге страны). Но, благодаря большой яркости, Венеру достаточно легко найти и на дневном небе, причем невооруженным глазом. Лучшие условия для этого будут в первой половине дня. Благодаря достаточно большой элонгации (30 – 23 гр. к западу), поиск планеты на дневном небе облегчается, а прохождение близ нее Луны 24 июля создает идеальный ориентир для обнаружения Венеры. Видимый диаметр планеты за месяц уменьшается от 12 до 10,8 при фазе 0,9 и блеске -3,9m. В телескоп виден небольшой белый овал. 16 июля Венера сблизится с Меркурием.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, постепенно сближаясь со звездой альфа Vir (1,0m) или Спикой (максимально 14 июля). 6 июля Марс покроется Луной. Планета наблюдается вечерами, постепенно уменьшая видимость от 2 часов до 1 часа (на широте Москвы). Блеск планеты за месяц уменьшается от 0m до +0,3m, а видимый диаметр – от 9,5 до 7,9. Такие размеры все еще позволяют вести визуальные наблюдения поверхности планеты. Следующее противостояние – 22 июля 2016 года (18,6).

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов, 6 июля переходя в созвездие Рака. Лучший период его видимости за весь 12-летний цикл закончился, а на утреннем небе газовый гигант появится в августе. Видимый диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 31,7 до 31,4 при блеске -1,8m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника также видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурация спутников – в данном КН.

Сатурн весь месяц находится в созвездии Весов между звездами гамма Lib (3,9m) и альфа Lib (2,7m). Окольцованная планета имеет попятное движение, 20 июля меняя его на прямое. Наблюдать Сатурн можно по вечерам при продолжительности видимости от 3 до 2 часов. 8 июля планета покроется полной Луной с видимостью в Южной Америке и акватории Тихого океана. Блеск Сатурна составляет +0,4m при видимом диаметре 17,5. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40х14.

Уран (5,8m, 3,5.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (близ звезды эпсилон Psc с блеском 4,2m), 22 июля меняя движение на попятное. Планета в начале месяца видна около 2 часов на утреннем сумеречном небе, а к концу июля видимость возрастает до 5 часов. Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. При отсутствии засветки планета может быть найдена невооруженным глазом. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,8m, 2,3) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды сигма Aqr (4,8m). Планета видна по утрам (на рассветном небе) с продолжительностью видимости в средних широтах от 3 до 6 часов (всю ночь в средних широтах). Чем южнее будет пункт наблюдения, тем лучше условия наблюдений. Отыскать Нептун можно в бинокль с использованием звездных кар в КН на январь и Астрономическом календаре на 2014 год, а диск становится различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат при прозрачном небе. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет в июле можно будет наблюдать, по крайней мере, пять небесных странниц, но из-за светлого летнего неба, такие наблюдения наиболее благоприятны в южных районах страны. Комета Jacques (C/2014 E2) будет самой яркой с блеском, приближающимся к порогу видимости невооруженным глазом, но из-за близости к Солнцу, наблюдения ее станут благоприятными лишь во второй половине месяца. За месяц эта небесная гостья пройдет по созвездиям Ориона, Тельца и Возничего в северо-западном направлении, 20 июля сближаясь со звездой бета Тельца до 20 угловых минут. Комета PANSTARRS (C/2012 K1) перемещается на юго-запад по созвездию Льва с блеском около 7m, 19 июля сближаясь со звездой лямбда Льва до нескольких угловых минут. Комета LINEAR (C/2012 X1) движется к югу по созвездиям Южной Рыбы и Журавля, имея блеск около 9m. 2 июля она сближается со звездой бета Южной Рыбы до видимого радиуса Луны. Комета Catalina (C/2013 UQ4), быстро меняя блеск (от 9,5m до 8,5m у середине месяца, а затем к его концу уменьшая до 11m), перемещается в западном направлении по созвездиям Андромеды, Пегаса, Цефея, Ящерицы, Дракона и Волопаса. Комета Siding Spring (C/2013 A1) движется к югу по созвездию Печи близ звезды альфа этого созвездия, постепенно увеличивая блеск от 11m до 9m.

Среди астероидов самыми яркими в июле будут Церера (8,4m) и Веста (7,1m). Они движутся по созвездию Девы близ звезды дзета Vir (3,4m), а наблюдать их можно в поле зрения бинокля или телескопа, т.к. в начале месяца угловое расстояние между этими астероидами составляет менее диаметра Луны. 5 июля Церера и Веста сблизятся на минимальное угловое расстояние 10 угловых минут.

Из относительно ярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: Z PEG 8,4m – 1 июля, U PER 8,1m – 3 июля, S AQR 8,3m – 3 июля, R HER 8,8m – 4 июля, RR AQL 9,0m – 9 июля, SX CYG 9,0m – 9 июля, S UMA 7,8m – 11 июля, SCMI 7,5m – 15 июля, RT SGR 7,0m – 18 июля, S CEP 8,3m – 19 июля, R CMI 8,0m – 23 июля, W CRB 8,5m – 26 июля, X OPH 6,8m – 27 июля, T CEN 5,5m – 31 июля.

Среди основных метеорных потоков максимума 28 июля достигнут Писциды Аустриниды (из созвездия Южной Рыбы) с часовым числом 5 метеоров, а 30 июля – сразу два метеорных потока: Южные дельта-Аквариды (из созвездия Водолея) и альфа-Каприкорниды (из созвездия Козерога). Часовое число первого потока составит 16 метеоров, а второго – 5 метеоров. Луна в фазе новолуния не будет мешать наблюдениям этих метеорных потоков.

Календарь наблюдателя на июль 2014 года