Наблюдения за звёздным небом в июне 2014 года

Избранные астрономические события месяца: время московское = UT + 4 часа

Наблюдения за звёздным небом

1 июня – астероид Церера в стоянии (переход к прямому движению)
1 июня – покрытие Луной звезды 68 Близнецов (5,3m)
6 июня – долгопериодическая переменная звезда омикрон Кита (Мира) близ максимума блеска (3,4m)
7 июня – Меркурий в стоянии (переход к попятному движению)
8 июня – окончание видимости Меркурия в средних широтах
9 июня – Нептун в стоянии (переход к попятному движению)
10 июня – покрытие Луной звезды ню Весов (5,2m)
10 июня – покрытие Сатурна Луной (Ф= 0,93) при видимости на юге Африки и на юго-западе Австралии
15 июня – покрытие на 25 секунд звезды TYC 5216-01243-1 (9,1m) астероидом (1776) Kuiper при видимости на Юге   Сибири
15 июня – Юпитер проходит в 6 гр. южнее Поллукса (бета Близнецов +1,2m)
19 июня – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем
21 июня – летнее солнцестояние
23 июня – Венера проходит в 5 гр. южнее звездного скопления Плеяды
25 июня – долгопериодическая переменная звезда хи Лебедя близ максимума блеска (5,2m)
25 июня – покрытие Луной (Ф= 0,05) звезд дельта 1,2 и 3 Tau (3,8m)
26 июня – покрытие Меркурия Луной (Ф= 0,03) при видимости в Африке и Европе
28 июня – окончание видимости Юпитера в средних широтах
30 июня – астероиды Церера и Веста сближаются до 20 угловых минут.

Солнце движется по созвездию Тельца до 21 июня, а затем переходит в созвездие Близнецов и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня увеличивается от 17 часов 11 минут в начале месяца до 17 часов 32 минут в день солнцестояния. Солнце в этот день как бы замирает (останавливается) в верхней точке максимального склонения (23,5 градуса), а затем начинает опускаться по эклиптике к югу. Приведенные данные по продолжительности дня справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца имеет значение около 57 градусов. На широте С._Петербурга наступают белые ночи, а севернее 66 широты наступает полярный день. Достаточно благоприятные условия для наблюдения звездного неба остаются лишь в южных широтах страны. Для средних широт глубокое звездное небо откроется лишь к концу июля. Для изучения поверхности Солнца июнь – самый благоприятный период в году.Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные), но обязательно с применением солнечного фильтра!

Луна начнет движение по июньскому небу в созвездии Близнецов при фазе 0,1 близ Юпитера. Перейдя в первый день месяца в созвездие Рака, растущий серп пройдет южнее рассеянного звездного скопления Ясли (М44) и достигнет созвездия Льва 3 июня при фазе 0,3. Посетив созвездие Секстанта 5 июня, ночное светило вновь вступит на территорию Льва, где около полуночи 6 июня по московскому времени примет фазу первой четверти. Созвездия Девы лунный полудиск достигнет в этот же день, и пробудет здесь до 10 июня, сблизившись 8 июня с Марсом при фазе 0,71. В следующем на пути Луны созвездии Весов, ночное светило покроет 10 июня Сатурн при фазе 0,93, а затем (11 июня) перейдет в созвездие Скорпиона. На следующий день яркая Луна вступит в созвездие Змееносца, и будет наблюдаться низко над горизонтом, а севернее 70 широты не взойдет вовсе. В Стрельце яркая Луна пробудет с 13 по 15 июня, снизив фазу до 0,9, а созвездие Козерога лунный овал пройдет за два дня, увеличивая высоту над горизонтом. В созвездии Водолея ночное светило сблизится с Нептуном при фазе 0,65 18 июня. С 19 по 22 июня убывающий овал будет находиться в созвездии Рыб, приняв здесь фазу последней четверти 19 июня. 21 июня убывающий серп при фазе 0,35 сблизится с Ураном, красуясь на утреннем небе низко над горизонтом. В созвездие Овна старый месяц вступит при фазе 0,25 22 июня, а в созвездие Тельца – уменьшив фазу до 0,11. В этом созвездии тонкий серп при фазе 0,08 сблизится с Венерой 24 июня, а 26 июня достигнет созвездия Ориона, покрыв перед этим Меркурий. На следующий день наступит новолуние и молодой месяц перейдет на вечернее небо в созвездии Близнецов. Здесь тонкий серп будет находиться близ Юпитера на фоне вечерней зари 28 и 29 июня, когда перейдет в созвездие Рака и закончит свой путь по июньскому небу у границы с созвездием Льва при фазе 0,12.

Из больших планет Солнечной системы в июне будут наблюдаться все.

Меркурий до 12 июня находится в созвездии Близнецов, а затем перейдет в созвездие Ориона, где пробудет до 21 июня, когда перейдет в созвездие Тельца. До 7 июня планета движется в одном направлении с Солнцем, а затем меняет его на попятное. Вечерняя видимость к этому времени закончится и Меркурий скроется в лучах заходящего Солнца. В телескоп в период видимости можно наблюдать серп с видимыми размерами около 10 секунд дуги и фазой около 0,2. Блеск планеты постепенно уменьшается от +1,3m до +6m к нижнему соединению с Солнцем, которое произойдет 19 июня, а затем начнет увеличиваться до +2,5 к концу месяца. 26 июня Меркурий покроется Луной при фазе 0,03, а наблюдать явление можно будет в Америке, Атлантике, а также в Европе и Африке на светлом небе. Покрытие смогут наблюдать и россияне, т.к. полоса покрытия проходит по Крыму и Черноморскому побережью Кавказа. Внимание! Угловое расстояние Меркурия от Солнца в этот день составит всего 10 градусов, поэтому, если Вы неопытный наблюдатель, лучше откажитесь от таких наблюдений, т.к. неосторожное наведение телескопа на Солнце может повредить Ваше зрение!

Венера весь месяц имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Овна, 17 июня переходя в созвездие Тельца. Наблюдать ближайшую к Земле планету можно на фоне утренней зари (лучше всего – на юге страны). Но, благодаря большой яркости, Венеру достаточно легко найти и на дневном небе, причем невооруженным глазом. Лучшие условия для этого будут в первой половине дня. Благодаря достаточно большой элонгации (37 – 30 гр. к западу), поиск планеты на дневном небе облегчается, а прохождение близ нее Луны 24 июня создает идеальный ориентир для обнаружения Венеры. Видимый диаметр планеты за месяц уменьшается от 13,9 до 12 при фазе 0,77 – 0,86 и блеске, уменьшающемся от -4,0m до -3,9m. В телескоп виден небольшой белый овал. 16 июля близ Венеры пройдет Меркурий.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, постепенно сближаясь со звездой альфа Vir (1,0m) или Спикой. Планета наблюдается вечерами, постепенно уменьшая видимость от 4 до 2 часов (на широте Москвы). Блеск планеты за месяц уменьшается от -0,5m до 0m, а видимый диаметр – от 11,9 до 9,5. Такие размеры все еще позволяют вести достаточно эффективные визуальные наблюдения поверхности планеты даже в небольшой телескоп. Телескопы средней силы и крупные любительские инструменты позволят рассмотреть Марс наиболее подробно за ближайшие два года, а фотографические методы покажут все разнообразие деталей загадочной планеты. Следующее противостояние – 22 июня 2016 года (18,6).

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов близ звезды дельта Gem (3,5m). Газовый гигант виден по вечерам около полутора часов, а к концу месяца скрывается в лучах заходящего Солнца. Юпитер наблюдается еще достаточно высоко над западным горизонтом. Лучший период ее видимости за весь 12-летний цикл заканчивается. Видимый диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 32,8 до 31,7 при снижающемся блеске от -1,9m до -1,8m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника также видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурация спутников – в данном КН.

Сатурн весь месяц находится в созвездии Весов между звездами гамма Lib (3,9m) и альфа Lib (2,7m). Окольцованная планета имеет попятное движение, а наблюдать ее можно всю ночь при продолжительности видимости около шести часов. 10 июня планета покроется полной Луной с видимостью на юге Африки, акватории Индийского океана и на юго-востоке Австралии. Блеск Сатурна составляет +0,4m при видимом диаметре 18. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 41,3х15.

Уран (6,0m, 3,4.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (близ звезды эпсилон Psc с блеском 4,2m). Планета в начале месяца видна около получаса на утреннем сумеречном небе, а к концу июня видимость возрастает до 2 часов. Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. При отсутствии засветки планета может быть найдена невооруженным глазом. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (8,0m, 2,2) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды сигма Aqr (4,8m), 9 июня меняя движение на попятное. Планета видна по утрам (на рассветном небе) с продолжительностью видимости в средних широтах от 1 часа до 3 часов. Чем южнее будет пункт наблюдения, тем лучше условия наблюдений. Отыскать Нептун можно в бинокль с использованием звездных карт в КН на январь и Астрономическом календаре на 2014 год, а диск становится различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат при прозрачном небе. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет в июне можно будет наблюдать, по крайней мере, три небесных странницы, но из-за светлого летнего неба, такие наблюдения наиболее благоприятны в южных районах страны. Lovejoy (C/2013 R1) при снижающемся блеске слабее 11m перемещается на юго-запад по созвездиям Змееносца и Скорпиона. LINEAR (C/2012 X1) при блеске около 9m перемещается на юг по созвездиям Водолея и Золотой Рыбы. PANSTARRS (C/2012 K1) при растущем блеске около 8m движется на юго-запад по созвездиям Большой Медведицы, Малого Льва и Льва. Комета Jacques (C/2014 E2) имеет блеск около 8m и перемещается на северо-запад по созвездиям Единорога, Близнецов и Ориона, но не доступна для наблюдений.

Среди астероидов самыми яркими в июне будут Церера (7,8m – 8,4m), Паллада (8,9m – 9,3m) и Веста (6,5m -7,1m). Церера и Веста движутся по созвездию Девы близ звезды дзета Vir (3,4m), а Паллада – по созвездию Льва близ звезды альфа Leo (1,4m). Цереру и Весту можно наблюдать в поле зрения бинокля или телескопа, т.к. в начале месяца угловое расстояние между ними составляет 2 градуса, а к концу июня – всего 20 угловых минут.

Из относительноярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: Z CET 8,9m – 2 июня, X AUR 8,6m – 3 июня, RS SCO 7,0m – 3 июня, U CAS 8,4m – 5 июня, RU SGR 7,2m – 5 июня, R ARI 8,2m – 6 июня, омикрон Кита (Мира) 3,4m – 6 июня, V CNC 7,9m – 13 июня, Z AQL 9,0m -14 июня, S DEL 8,8m – 15 июня, RT LIB 9,0m – 15 июня, T HER 8,0m – 15 июня, W CNC 8,2m – 18 июня, RR SGR 6,8m – 19 июня, X CET 8,8m – 23 июня, хи Лебедя 5,2m – 25 июня, R BOO 7,2m – 27 июня, S HYA 7,8m – 29 июня, RU CYG 8,0m – 29 июня.

Среди основных метеорных потоков максимума 27 июня достигнут Июньские Боотиды с переменным часовым числом. Период действия потока с 22 июня по 2 июля, а прогнозируемый пик потока приходится на 15 часов по всемирному времени, что неблагоприятно для Европейской части России, хотя Луна в фазе новолуния не будет мешать наблюдениям потока.

Календарь наблюдателя на июнь 2014 года