Наблюдения за звёздным небом в марте 2017 года

Избранные астрономические события месяца (время московское):

Наблюдения за звёздным небом в сентябре 2014 года1 марта – Луна (Ф= 0,13+) проходит близ Марса и Урана,
2 марта – Нептун в соединении с Солнцем,
2 марта – Венера в стоянии с переходом от прямого к попятному движению,
3 марта – Луна (Ф= 0,26+) в перигее на расстоянии от центра Земли 369060 км,
4 марта – Меркурий проходит в градусе южнее Нептуна,
5 марта – покрытие Луной (Ф= 0,46+) звезды Альдебаран при видимости в Северной Америке (покрытие звезд Гиад видно в России и СНГ),
5 марта – Луна в фазе первой четверти,
7 марта – Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
7 марта – Луна (Ф= 0,67+) в максимальном склонении (+18,9 градусов),
9 марта – Луна (Ф= 0,88+) проходит в 4 градусах к югу от звездного скопления Ясли (М44),
10 марта – покрытие Луной (Ф= 0,97+) Регула при видимости в южной части акватории Атлантического океана,
11 марта – Луна в восходящем узле орбиты,
12 марта – долгопериодическая переменная звезда T Голубя близ максимума блеска (6,5m),
12 марта – полнолуние,
14 марта – Луна (Ф= 0,95-) проходит в полутора градусах к северу от Юпитера (близ Спики),
15 марта – долгопериодическая переменная звезда R Лебедя близ максимума блеска (6,5m),
18 марта – Луна (Ф= 0,68-) в апогее на расстоянии от центра Земли 404650 км,
18 марта – долгопериодическая переменная звезда RS Лебедя близ максимума блеска (6,5m),
20 марта – весеннее равноденствие,
20 марта – Луна (Ф= 0,5-) близ Сатурна,
20 марта – Луна в фазе последней четверти,
21 марта – Луна (Ф= 0,44-) в минимальном склонении (-18,9 градусов),
23 марта – Меркурий в перигелии своей орбиты,
25 марта – Венера в соединении с Солнцем в 8 градусах к северу (двойная видимость вечером и утром),
25 марта – Луна(Ф= 0,1-) в нисходящем узле орбиты,
26 марта – покрытие Луной (Ф= 0,05-) Нептуна при видимости в Африке, Аравии, Индии и акваториях Атлантического и Индийского океанов,
26 марта – Меркурий проходит в 2 градусах севернее Урана,
28 марта – новолуние,
29 марта – Луна (Ф= 0,01+) близ Урана,
30 марта – Луна (Ф= 0,08+) в перигее на расстоянии от центра Земли 363855 км,
30 марта – Луна (Ф= 0,09+) близ Марса,
31 марта – долгопериодическая переменная звезда RR Стрельца близ максимума блеска (6m).

Солнце движется по созвездию Водолея до 12 марта, а затем переходит в созвездие Рыб. Склонение центрального светила постепенно растет, достигая небесного экватора 20 марта (весеннее равноденствие), а продолжительность дня за месяц быстро увеличивается от 10 часов 43 минут до 13 часов 02 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 26 до 38 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по мартовскому небу у границы созвездий Рыб и Кита при фазе 0,07. Первый мартовский вечер будет красочным в отношении видимости Луны и планет, т.к. на фоне зари будет виден тонкий лунный серп, Венера и Марс. Пройдя южнее Марса и Урана при фазе 0,12, молодой месяц 2 марта перейдет в созвездие Кита, а 3 марта – в созвездие Овна. Увеличив фазу до 0,3, молодой месяц 4 марта уже будет находиться в созвездии Тельца, где 5 марта в очередной раз покроет звезды скопления Гиады и .Альдебаран при фазе около 0,5 и близ перигея своей орбиты. Продолжив путь, ночное светило 6 марта посетит созвездие Ориона при фазе около 0,6. В этот период Луна поднимается на наибольшую высоту над горизонтом. В созвездии Близнецов яркий лунный диск проведет с 6 по 8 марта, а затем перейдет в созвездие Рака при фазе 0,83. Здесь лунный овал пробудет до 10 марта, вступив в этот же день в созвездие Льва. Пройдя южнее Регула 10 марта (покрытие звезды при видимости в южной части акватории Атлантического океана) при фазе менее 1 ночное светило продолжит движение по просторам созвездия Льва. В этом созвездии Луна 12 марта примет фазу полнолуния, и в этот же день перейдет в созвездие Девы. Здесь 14 марта Луна при фазе около 0,95 пройдет севернее Юпитера и Спики, а 16 марта перейдет в созвездие Весов, где пробудет до 18 марта (апогей орбиты), достигнув границы с созвездием Скорпиона. В этот же день при фазе более 0,65 Луна начнет движение по созвездию Змееносца, красуясь на утреннем небе низко над горизонтом и постепенно уменьшая фазу. 20 марта ночное светило перейдет в созвездие Стрельца и пройдет севернее Сатурна при фазе около 0,5. Совершив почти трехдневное путешествие по Стрельцу, лунный серп при фазе менее 0,3 перейдет в созвездие Козерога 23 марта. Через два дня Луна вступит в созвездие Водолея при фазе около 0,1, где 26 марта покроет Нептун при видимости в Африке, Аравии, Индии и акваториях Атлантического и Индийского океанов. Фазу новолуния Луна примет у границы созвездий Рыб и Кита 28 марта. На вечернем небе Луна появится в день новолуния в виде самого тонкого серпа, который будет украшать западное небо, находясь при этом близ Марса и Урана. 30 марта молодой месяц побывает в созвездии Кита, 31 марта – в созвездии Овна, поднимаясь все выше над горизонтом, а завершит свой путь по мартовскому небу в созвездии Тельца близ Гиад (покрытие 1 апреля) при фазе около 0,2.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея, 11 марта переходя в созвездие Рыб, а 31 марта – в созвездие Овна. Планета находится на утреннем небе, но условия видимости ее неблагоприятны. Но 7 марта Меркурий пройдет верхнее соединение с Солнцем и перейдет на вечернее небо. Наблюдать его в лучах заходящего Солнца можно будет уже через неделю, а к концу месяца видимость планеты увеличится до полутора часов! Это самая благоприятная вечерняя видимость в 2017 году. Элонгация Меркурия после соединения увеличится от 2 до 19 градусов, и он будет легко доступен для наблюдений над западным горизонтом в виде звезды с блеском около -1т. Видимый диаметр быстрой планеты близ соединения составляет около 5 угловых секунд, а к концу месяца увеличивается до 7 секунд дуги. Фаза уменьшается от 1 до 0,5, т.е. Меркурий при наблюдении в телескоп имеет вид диска, превращающегося в овал, а затем в полудиск. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем (до 2 марта) по созвездию Рыб, где проведет весь описываемый период. 2 марта планета сменит движение с прямого на попятное. Вечерняя Звезда наблюдается в сумеречное время около двух часов, но благодаря большой яркости (-4,5т) и удалению от Солнца ее можно наблюдать невооруженным глазом даже в полуденное время. Следует отметить, что наблюдения Венеры в дневное время в телескоп имеют лучшую эффективность, чем после захода Солнца, т.к. отсутствует слепящий фактор из-за яркости нашей небесной соседки. Угловое расстояние планеты уменьшается за месяц от 33 до 8 градусов ко дню соединения с Солнцем 25 марта, а затем увеличивается до 13 градусов уже на утреннем небе. В период соединения с Солнцем у Венеры наблюдается двойная видимость, что значит видимость планеты и вечером и утром. Видимый диаметр Венеры увеличивается от 47” до 60”, а фаза уменьшается от 0,17 до 0,01. Это означает, что в телескоп наблюдается уменьшающийся по толщине серп с одновременным увеличением видимого диаметра планеты. Венера превосходит по видимым размерам все остальные планеты Солнечной системы.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (недалеко от Урана), 7 марта переходя в созвездие Овна. Планета наблюдается в вечернее время над юго-западным горизонтом около трех часов. Блеск планеты снижается от +1,3т до +1,5т, а видимый диаметр уменьшается от 4,6” до 4,2”. Марс постепенно удаляется от Земли, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится лишь в следующем году. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 80 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Девы (близ Спики), постепенно приближаясь к своему противостоянию (7 апреля). Газовый гигант наблюдается на ночном и утреннем небе, увеличивая продолжительность видимости до девяти с половиной часов к концу описываемого периода. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 42,0” до 44,1” при блеске -2,3т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескопы средней силы в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН. Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Окольцованную планету можно найти на ночном и утреннем небе над юго-восточным и южным горизонтом, а ее видимость составляет около трех часов. Блеск планеты составляет около +0,5т при видимом диаметре около 17”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×16” при наклоне к наблюдателю 27 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (близ звезды дзета Psc с блеском 5,2т). Планету можно наблюдать по вечерам в юго-западной части неба. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, но такая возможность представится лишь в конце лета, осенью и зимой. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета не видна, т.к. 2 марта проходит соединение с Солнцем, а появится на утреннем небе только в апреле. Для поисков планеты в период видимости понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2017 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Продолжается серия покрытий Нептуна Луной (очередное покрытие 26 марта). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом (даже неподвижным) с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет, видимых в марте с территории нашей страны, расчетный блеск около Ют и ярче будут иметь три кометы: Энке, Johnson (С/2015 V2) и P/Tuttle-Giacobini-Kresak (41Р). Комета Энке при максимальном расчетном блеске 3,5т движется по созвездиям Рыб и Водолея. Небесная странница Johnson (С/2015 V2) перемещается по созвездию Геркулеса, имея расчетный блеск около 9m. P/Tuttle-Giacobini-Kresak (4IP) при максимальном расчетном блеске 7т (в конце месяца) движется к северу по созвездиям Рака, Льва, Рыси, Большой Медведицы и Дракона. Расчетный блеск может не совпадать с реальным. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими в марте будут Веста (7,1т), а также Церера, Метида, Ирена, Евномия, .Амфитрита и Дафна (блеск около 9т). Веста движется по созвездию Близнецов, Евномия – по созвездиям Секстанта и Гидры, Церера – по созвездиям Кита и Овна, а Метида, Ирена, Амфитрита и Дафна – по созвездию Льва. Всего в марте блеск Ют превысят семь астероидов. Карты путей астероидов и комет даны в приложении к КН (файл mapkn032017.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/Index.Ail.htm.

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце (по данным календаря-памятки Федора Шарова, источник – AAVSO) достигнут: RY Геркулеса 9.0т – 4 марта, Т .Андромеды 8.5т – 4 марта, Т Геркулеса 8.0т – 7 марта, Т Гидры 7.8т – 9 марта, Т Стрелец 8.0т – 10 марта, S Цефея 8.3т – 10 марта, RZ Скорпиона 8.8т – 11 марта, RY Змееносца 8.2т – 11 марта, Т Голубя 7.5т – 12 марта, R Лебедя 7.5т – 15 марта, RS Лебедя 7.2т – 18 марта, RT Весов 9.0т – 20 марта, V Близнецов 8.5т – 21 марта, W Северной Короны 8.5т – 21 марта, Z Стрельца 8.6т – 21 марта, RU Лебедя 8.0т – 24 марта, Т Пегаса 8.9т – 27 марта, RR Стрельца 6.8т – 31 марта. Больше сведений на  http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 14 марта в максимуме действия окажутся гамма-Нормиды (ZHR= 6) из созвездия Наугольника. Это – южный поток со склонением радианта -50 градусов.Подробнее на http://www.imo.net