Наблюдения за звёздным небом в октябре 2016 года

Избранные астрономические события месяца (время московское):

Наблюдения за звёздным небом в декабре 2014 года1 октября – новолуние,
3 октября – долгопериодическая переменная звезда R Девы близ максимума блеска (6m),
4 октября – Луна в апогее,
8 октября – метеорный поток Дракониды в максимуме действия,
9 октября – Луна в фазе первой четверти,
11 октября – Меркурий проходит в градусе севернее Юпитера,
12 октября – покрытие астероидом Метида (6) звезды HIP45826 (7,4m) при видимости на юге России и СНГ,
13 октября – покрытие Луной (Ф= 0,87) планеты Нептун при видимости на Чукотке и в Северной Америке,
13 октября – долгопериодическая переменная звезда R Гидры близ максимума блеска (3,5m),
15 октября – Уран в противостоянии с Солнцем,
16 октября – полнолуние (самая большая Луна!),
17 октября – Луна в перигее,
19 октября – покрытие Луной (Ф= 0,86) звезды Альдебаран при видимости в Северной Америке и Африке,
21 октября – Меркурий проходит в 3 градусах севернее Спики,
21 октября – максимум действия метеорного потока Ориониды,
22 октября – астероид Церера в противостоянии с Солнцем,
22 октября – Луна в фазе последней четверти,
23 октября – астероид Мельпомена в противостоянии с Солнцем,
26 октября – Венера проходит в 3 градусах севернее Антареса,
27 октября – Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
30 октября – Венера проходит в 3 градусах южнее Сатурна,
30 октября – новолуние,
31 октября – Луна в апогее.

Солнце движется по созвездию Девы до конца месяца, а наблюдать его поверхность можно в любой телескоп. Особенно интересно наблюдать Солнце на восходе или заходе. Относительно теплая погода октября создает комфортные условия для проведения у телескопа всей ночи, длящейся более полусуток. Долгота дня за месяц уменьшается с 11 часов 34 минут до 09 часов 17 минут. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца уменьшится за месяц от 30 до 19 градусов. Октябрь – один из благоприятных месяцев для наблюдений дневного светила. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале Небосвод http://astronet.ru/db/msg/1222232 ).

Луна начнет движение по октябрьскому небу при фазе новолуния в созвездии Девы. Вечером следующего дня тончайший серп сблизится со Спикой, но условия для наблюдений этого соединения в средних и северных широтах далеки от благоприятных. Увеличив фазу до 0,05 молодой месяц 3 октября перейдет в созвездие Весов. Здесь лунный серп пройдет севернее Венеры близ альфа Весов при фазе около 0,1. В созвездии Весов Луна задержится до 5 октября, когда при фазе около 0,2 посетит созвездие Скорпиона. После полуночи 6 октября растущий серп перейдет в созвездие Змееносца, где пройдет севернее Антареса и Сатурна. В эти дни лунный серп наблюдается по вечерам низко над горизонтом, а севернее 72 параллели не восходит вообще. 7 октября при фазе 0,35 Луна вступит в созвездие Стрельца, и совершит по нему путешествие до 10 октября, приняв здесь фазу первой четверти (9 октября). 8 октября лунный серп пройдет севернее Марса при фазе 0,43. Созвездие Козерога лунный овал преодолеет за два дня, и перейдет в созвездие Водолея 12 октября уже при фазе около 0,8. Увеличивая день ото дня высоту над горизонтом, ночное светило 13 октября покроет Нептун при видимости в Северной Америке и на Чукотке. Продолжив путь, яркий лунный диск перейдет в созвездие Рыб 14 октября, а 16 октября сблизится с Ураном, приняв фазу полнолуния с самыми большими видимыми размерами за месяц! Зайдя в ночь с 17 на 18 октября в созвездие Кита, полная Луна перейдет в созвездие Овна, но пробудет здесь недолго и в этот же день (18 октября) перейдет в созвездие Тельца при фазе 0,94. Здесь лунный овал 19 октября в очередной раз покроет Альдебаран при фазе 0,86 и продолжит путь до границы с созвездие Ориона, которого достигнет 20 октября при фазе 0,75. В эти дни ночное светило находится на наибольшей высоте над горизонтом. В созвездии Близнецов Луна проведет 21 и 22 октября, а затем перейдет в созвездие Рака при фазе последней четверти. Здесь стареющий месяц пробудет до 24 октября, являясь украшением утреннего неба. При фазе 0,35 Луна перейдет в созвездие Льва, где сблизится с Регулом, пройдя южнее его. 27 октября тонкий серп (Ф= 0,12) достигнет созвездия Девы, где 28 октября пройдет севернее Юпитера, а 29 октября – севернее Спики. 30 октября Луна примет фазу новолуния и перейдет в созвездие Весов, где закончит свой путь по октябрьскому небу.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва до 2 октября, переходя затем в созвездие Девы, а 29 октября вступает в созвездие Весов. Планета наблюдается у восточного горизонта на фоне утренней зари, в начале месяца находясь близ утренней элонгации (17 градусов). Затем Меркурий уменьшает угловое расстояние от Солнца и к середине октября скрывается в лучах восходящего Солнца. Видимый диаметр быстрой планеты в течение месяца уменьшается от 7 до 5 угловых секунд при увеличивающемся блеске от -0,7m до -1,4 m. Фаза увеличивается от 0,7 до 1,0, т.е. Меркурий представляет из себя овал, превращающийся в диск (при наблюдении в телескоп). 27 октября планета пройдет верхнее соединение с Солнцем. В мае Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов, а 17 октября переходит в созвездие Скорпиона, а 24 октября – в созвездие Змееносца, где проведет остаток описываемого периода. Вечерняя Звезда постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца, и к концу месяца элонгация Венеры достигнет 37 градусов. Планета видна на вечернем небе у западного горизонта. Видимый диаметр Венеры составляет 12 – 14 угловых секунд, а фаза уменьшается от 0,85 до 0,78 при блеске около -4m.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Планета наблюдается в вечернее время над южным и юго-западным горизонтом около трех часов. Блеск планеты снижается от +0,1m до +0,4m, а видимый диаметр уменьшается от 8,7 до 7,5 секунд дуги. Марс постепенно удаляется от Земли, а следующая возможность увидеть планету вблизи противостояния появится только через два года. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Газовый гигант в начале месяца не виден, а со второй недели октября появляется на фоне утренней зари, быстро увеличивая продолжительность видимости до полутора часов к концу описываемого периода. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы составляет около 30,5 угловых секунд при блеске около -1,7m. Диск планеты в периоды видимости различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Наблюдать окольцованную планету можно в вечернее время (около часа) над юго-западным горизонтом. Блеск планеты составляет +0,5m при видимом диаметре, имеющим значение около 15,5 секунд дуги. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40х16 при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9m, 3,4 угл. сек..) перемещается попятно по созвездию Рыб (близ звезды дзета Psc с блеском 5,2m). Планета видна всю ночь, т.к. в середине месяца вступает в противостояние с Солнцем. Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в начале и в конце месяца (близ новолуния). Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,9m, 2,3 угл. сек.) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна вечером и ночью, а лучшие условия для ее наблюдений будут до полуночи. Для поисков планеты понадобится бинокль и звездные карты Астрономическом календаре на 2016 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом (даже неподвижным) с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет, видимых в октябре с территории нашей страны, расчетный блеск около 12m будут иметь, по крайней мере, две кометы: P/Tempel (9P) и C/2016 R3 Borisov. Комета P/Tempel (9P) медленно перемещается по созвездиям Скорпиона, Змееносца и Стрельца. Блеск кометы составляет около 12m. Небесная странница C/2016 R3 Borisov перемещается по созвездиям Волос Вероники, Девы и Весов (блеск около 12m). Условия наблюдений обеих комет далеки от благоприятных. Поздравляем Геннадия Борисова с открытием новой кометы! Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими в октябре будут Веста (7,8m), Церера (7,4m), достигающая противостояния 22 октября, а также Мельпомена (7,8m), достигающая противостояния 23 октября. Веста движется по созвездию Близнецов и Рака, а Церера и Мельпомена – по созвездию Кита. Всего в октябре блеск 10m превысят шесть астероидов. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn102016.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: V CAS (7,9m) 2 октября, R VIR (6,9m) 3 октября, SS OPH (8,7m) 3 октября, Z OPH (8,1m) 5 октября, RT CEN (9,0m) 5 октября, RZ SCO (8,8m) 6 октября, T CAM (8,0m) 9 октября, RV AQL (9,0m) 10 октября, S DEL (8,8m) 11 октября, RY OPH (8,2m) 12 октября, R HYA (4,5m) 13 октября, RU LIB (8,1m) 13 октября, W LYR (7,9m) 15 октября, RW AND (8,7m) 19 октября, S AQR (8,3m) 19 октября, Y PER (8,4m) 21 октября. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 8 октября максимума действия окажутся Дракониды (ZHR= 20 – 100). 21 октября максимальной интенсивности достигнут Ориониды (ZHR= 15). Луна в период максимума этих потоков будет в фазе первой и последней четверти, соответственно, поэтому условия наблюдений метеоров будут ограничиваться влиянием Луны. Подробнее на http://www.imo.net .

Календарь наблюдателя на октябрь 2016 года