Наблюдения за звёздным небом в октябре 2017 года

Избранные астрономические события месяца (время московское):

Наблюдения за звёздным небом в декабре 2014 года

1 октября – астероид (704) Интерамния (9,9m) в противостоянии с Солнцем,
2 октября – Луна (Ф= 0,85+) в нисходящем узле своей орбиты,
3 октября – покрытие Луной (Ф= 0,94+) планеты Нептун при видимости в Австралии, Новой Зеландии и Антарктиде,
3 октября – Венера в перигелии своей орбиты,
5 октября – Венера проходит в 0,2 гр. севернее Марса при элонгации 23 градуса к западу,
5 октября – полнолуние,
6 октября – Луна (Ф= 0,98-) близ Урана,
7 октября – покрытие Луной (Ф= 0,94-) звезды мю Кита (4,3m) при видимости на большей части территории России и СНГ,
8 октября – Марс в афелии своей орбиты,
8 октября – максимум действия метеорного потока Дракониды (ZHR= 20 – 100),
8 октября – долгопериодическая переменная звезда X Единорога близ максимума блеска (6m),
8 октября – Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
8 октября – долгопериодическая переменная звезда R Гидры близ максимума блеска (5m),
9 октября – Луна (Ф= 0,84-) в перигее своей орбиты на расстоянии от центра Земли 366860 км,
9 октября – покрытие Луной (Ф= 0,8-) звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости в низовьях Волги и азиатской части России,
11 октября – Луна (Ф= 0,59-) в максимальном склонении к северу,
12 октября – Луна в фазе последней четверти,
13 октября – Меркурий проходит а 2,7 гр. к северу от Спики,
13 октября – Луна (Ф= 0,35-) проходит в 3.2 гр. южнее звездного скопления Ясли (М44),
14 октября – Луна (Ф= 0,25-) в восходящем узле своей орбиты,
15 октября – покрытие Луной (Ф= 0,2-) Регула при видимости в Северной Америке и дневной видимости в Африке,
16 октября – долгопериодическая переменная звезда V Волопаса близ максимума блеска (6m),
17 октября – Луна (Ф= 0,05-) близ Марса,
18 октября – Луна (Ф= 0,03-) близ Венеры,
18 октября – Меркурий проходит в градусе южнее Юпитера,
19 октября – Уран в противостоянии с Солнцем,
19 октября – новолуние,
20 октября – Луна (Ф= 0,01+) близ Юпитера и Меркурия,
21 октября – максимум действия метеорного потока Ориониды (ZHR= 15),
24 октября – Луна (Ф= 0,2+) близ Сатурна,
24 октября – долгопериодическая переменная звезда хи Лебедя близ максимума блеска (4m),
24 октября – астероид (2) Паллада (8,2m) в противостоянии с Солнцем,
25 октября – Луна (Ф= 0,25+) в апогее своей орбиты на расстоянии от центра Земли 405150 км,
25 октября – Луна (Ф= 0,30+) в максимальном склонении к югу,
26 октября – Юпитер в соединении с Солнцем,
27 октября – Луна в фазе первой четверти, 27 октября – комета P/Machholz (96P) проходит перигелий орбиты (0,124 а.е),
29 октября – Луна (Ф= 0,63+) в нисходящем узле своей орбиты,
30 октября – астероид (7) Ирида (6,9m) в противостоянии с Солнцем,
30 октября – покрытие Луной (Ф= 0,78+) планеты Нептун при видимости в Антарктиде и Африке.

Солнце движется по созвездию Девы до конца месяца, а наблюдать его поверхность можно в любой телескоп, защищенный солнечным фильтром у объектива. Особенно интересно наблюдать Солнце на восходе или заходе. Относительно теплая погода октября создает комфортные условия для проведения у телескопа всей ночи, длящейся более полусуток. Долгота дня за месяц уменьшается с 11 часов 34 минут до 09 часов 17 минут. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца уменьшится за месяц от 30 до 19 градусов. Октябрь – один из благоприятных месяцев для наблюдений дневного светила. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232 ).

Луна начнет движение по октябрьскому небу в созвездии Козерога при фазе 0,76+. яркая Луна останется в нем до 2 октября, когда вступит в созвездие Водолея при фазе 0,87+, пройдя перед этим нисходящий узел орбиты. 3 октября очередное произойдет покрытие Луной (Ф= 0,94+) планеты Нептун при видимости в Австралии, Новой Зеландии и Антарктиде. Границу созвездия Рыб почти полная Луна пересечет 4 октября, а 5 и 7 октября посетит созвездие Кита, приняв здесь фазу полнолуния 5 октября. Уменьшая фазу, лунный овал 6 октября вновь побывает в созвездии Рыб, пройдя южнее Урана при фазе около 0,98-. Зайдя ненадолго в созвездие Овна в ночь с 7 на 8 октября, Луна перейдет в созвездие Тельца при фазе 0,9-. Здесь 9 октября произойдет очередное покрытие Луной (Ф= 0,8-) звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости в низовьях Волги и азиатской части России. В это время ночное светило будет находиться близ перигея орбиты. Продолжив путь по созвездию Тельца, Луна 11 октября при фазе 0,67- достигнет созвездия Ориона и максимального северного склонения (при наибольшей высоте над горизонтом). Перейдя в этот же день в созвездие Близнецов, лунный овал примет здесь фазу последней четверти 12 октября. В созвездие Рака лунный полудиск перейдет 13 октября уже при фазе 0,44 (превращаясь в серп), и совершит по нему путь до 14 октября (пройдя южнее звездного скопления Ясли – М44). В этот день стареющий месяц перейдет во владения созвездия Льва при фазе 0,27-, проходя восходящий узел своей орбиты. Здесь Луна 15 октября покроет Регул при видимости в Северной Америке и дневной видимости в Африке. Совершая дальнейший путь по октябрьскому небу, Луна при фазе около 0,1 покинет созвездие Льва 17 октября, чтобы сблизиться с Марсом и Венерой на утреннем небе уже в созвездии Девы. 19 октября Луна примет фазу новолуния и перейдет на вечернее небо. 19 октября Луна пройдет севернее Спики, а 20 октября сблизится с Меркурием и Юпитером, но оба явления будут недоступны для наблюдений из-за близости к Солнцу. На вечернем небе молодой месяц перейдет в созвездие Весов 20 октября и будет находиться низко над западным горизонтом, постепенно сближаясь со звездой гамма Весов, покрыв ее 22 октября при дневной видимости на Дальнем Востоке страны. В ночь с 22 на 23 октября молодой месяц побывает в созвездии Скорпиона и перейдет в созвездие Змееносца при фазе 0,1+. Достигнув 24 октября соединения с Сатурном (Ф= 0,2+) Луна пройдет севернее окольцованной планеты и в этот же день вступит в созвездие Стрельца. Здесь растущий серп будет находиться до 27 октября, наблюдаясь низко над горизонтом, находясь близ апогея орбиты и максимального южного склонения. В созвездие Козерога Луна перейдет при фазе 0,44+ и примет здесь фазу первой четверти 27 октября. Границу с созвездием Водолея лунный овал (Ф= 0,67+) пересечет вечером 29 октября, а на следующий день вторично покроет (Ф= 0,78+) Нептун при видимости в Антарктиде и Африке, закончив путь по октябрьскому небу при фазе 0,86+.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 22 октября переходя в созвездие Весов. Планета не видна практически весь месяц, т.к. находится близ верхнего соединения с Солнцем, которое пройдет 8 октября. До этого времени Меркурий находится на утреннем небе, затем переходит на вечернее, а к концу описываемого периода достигает элонгации 14 градусов. Но эта вечерняя видимость благоприятна лишь для южных широт. Видимый диаметр Меркурия в течение месяца придерживается значения около 5 угловых секунд при изменяющемся блеске от -1,5т до -0,5т. Фаза имеет значение около 0,95, т.е. Меркурий (при наблюдении в телескоп) представляет собой крохотный диск без деталей. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, а 9 октября переходит в созвездие Девы, где проведет остаток описываемого периода, в конце месяца сближаясь до 4 градусов со звездой Спика. Наблюдать ее можно по утрам над юго-восточным горизонтом около двух часов. Утренняя Звезда постепенно уменьшает угловое удаление к западу от Солнца, и к концу месяца элонгация Венеры изменится от 25 до 18 градусов. В телескоп планета наблюдается в виде небольшого белого диска. Видимый диаметр Венеры уменьшается от 11,5” до 10,5”, а фаза увеличивается от 0,90 до 0,95 при блеске около -4т.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, 12 октября переходя в созвездие Девы. Планета имеет утреннюю видимость и видна около двух часов на сумеречном небе. Блеск Марса имеет значение +1,7т, а видимый диаметр – около 4”. Планета постепенно приближается к Земле, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится летом следующего года. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы близ яркой звезды Спика этого созвездия. Газовый гигант не виден, т.к. 26 октября проходит соединение с Солнцем. На утреннем небе Юпитер появится в ноябре месяце. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 31,0” до 30,6” при блеске около -1,5т. В периоды видимости диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца (близ звезды тета с блеском 3,2т). Наблюдать окольцованную планету можно в вечернее время над юго-западным горизонтом (около двух часов в средних широтах). Блеск планеты придерживается значения +0,5т при видимом диаметре около 16”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Кольца планеты наклонены к наблюдателю на 27 градусов.

Уран (5,8т, 3,5”) движется попятно по созвездию Рыб (близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т), 19 октября вступая в противостояние с Солнцем. Планета видна всю ночь при продолжительности видимости более 10 часов. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится во второй половине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m), находясь близ противостояния с Солнцем. Планета видна всю ночь при продолжительности видимости около 10 часов. Для поисков планеты понадобится бинокль и звездные карты Астрономическом календаре на 2017 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет, видимых в октябре с территории нашей страны, расчетный блеск около 12т и ярче будут иметь, по крайней мере, три кометы: P/Machholz (96Р), С/2017 01 и PANSTARRS (С/2015 ER61). Блеск С/2017 01 составляет около 9т, а движется она в направлении Полярной звезды по созвездиям Персея и Жирафа. Небесная странница PANSTARRS (С/2015 ER61) с блеском слабее 12т движется к западу по созвездиям Тельца и Овна правее Плеяд. Комета P/Machholz (96Р) по прогнозам должна достигнуть блеска 4т к концу месяца, но для жителей нашей страны она будет труднодоступна по причине большого южного склонения и близости к Солнцу. Подробнее на http://aerith.net/ и на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими в октябре будут Веста (7,8т) и Ирида (6,9т). Веста движется по созвездию Девы, но близко к Солнцу, поэтому ее наблюдения затруднительны. Ирида перемещается по созвездию Овна, приближаясь к своему противостоянию с Солнцем (30 октября). Всего в октябре блеск Ют превысят восемь астероидов. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapknl02017.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами наhttp://asteroidoccultation.com/

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце (по данным календаря-памятки Федора Шарова, источник – AAVSO) достигнут: R Лисички 8,1т – 4 октября, R Микроскопа 9,2т – 5 октября, R Гидры 4,5т – 8 октября, X Единорога 7,4т – 8 октября, R Ворона 7,5m – 11 октября, RY Геркулеса 9,0т – 12 октября, V Волопаса 7,0т – 16 октября, Z Лебедя 8,7т – 16 октября, Т Жирафа 8,0т – 17 октября, Т Голубя 7,5т – 23 октября, R Гончих Псов 7,7т – 24 октября, хи Лебедя 5,2т – 24 октября, R Дельфина 8,3т – 27 октября, U Малой Медведицы 8,2т – 31 октября. Больше сведений на http://www.aavso. org/ .

Среди основных метеорных потоков 8 октября в 09 часов по всемирному времени максимума действия достигнут Дракониды (ZHR= 20 – 100). 21 октября максимальной интенсивности достигнут Ориониды (ZHR= 15). Луна в период максимума первого потока будет в фазе полнолуния, а второго – в фазе новолуния. Поэтому условия наблюдений метеоров первого потока будут неблагоприятны, а второго – благоприятны. Подробнее на http://www.imo.net Другие сведения – в АК2017 – http://www.astronet.nl/db msg 1360173