Наблюдения за звёздным небом в сентябре 2017 года

Избранные астрономические события месяца (время московское):

Наблюдения за звёздным небом в декабре 2014 года

1 сентября – максимум действия метеорного потока Ауригиды из созвездия Возничего (ZHR= 6),
1 сентября – Луна (Ф= 0,74+) в максимальном склонении к югу,
1 сентября – Венера проходит в градусе к югу от звездного скопления Ясли (М44),
3 сентября – Меркурий проходит в 3,3 гр. южнее Марса,
4 сентября – Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению,
4 сентября – Луна (Ф= 0,97+) в нисходящем узле орбиты,
5 сентября – Нептун в противостоянии с Солнцем,
5 сентября – Марс проходит в 0,7 гр. севернее Регула,
6 сентября – покрытие Луной (Ф= 1,0) планеты Нептун при видимости в Южной Америке и Антарктиде,
6 сентября – полнолуние,
7 сентября – астероид (89) Юлия (9,0m) в противостоянии с Солнцем,
9 сентября – максимум действия метеорного потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR=5),
9 сентября – Луна близ Урана при фазе около 0,9-,
9 сентября – покрытие звезды сигма 1 Тельца (5,1m) астероидом 6925 Susumu при видимости на Европейской части России,
10 сентября – Меркурий проходит в 0,7 гр. южнее Регула,
11 сентября – Юпитер проходит в 3 гр. севернее Спики,
12 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,6-) звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости в Северной Америке,
12 сентября – Меркурий в западной (утренней) элонгации (18 градусов),
13 сентября – Луна в фазе последней четверти,
13 сентября – Луна (Ф= 0,45-) в перигее своей орбиты на расстоянии от центра Земли 369858 км,
14 сентября – Луна (Ф= 0,35-) в максимальном склонении к северу,
15 сентября – Меркурий в перигелии своей орбиты,
16 сентября – Меркурий проходит в 3 угловых минутах севернее Марса,
16 сентября – Луна (Ф= 0,15-) проходит в 3,5 гр. южнее звездного скопления Ясли (М44),
17 сентября – Луна (Ф= 0,07-) в восходящем узле орбиты,
18 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,06-) Венеры при видимости в Австралии Индонезии и Новой Зеландии,
18 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,05-) звезды Регул при видимости в Африке и на юге Азии,
18 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,02-) Марса при видимости в Центральной и Южной Америке,
18 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,02-) Меркурия при видимости в Китае, Японии и Индонезии.
20 сентября – долгопериодическая переменная звезда V Северной Короны близ максимума блеска (6,5m),
20 сентября – Венера проходит в полградуса севернее Регула,
20 сентября – новолуние,
22 сентября – Луна (Ф= 0,05+) близ Юпитера и Спики,
22 сентября – осеннее равноденствие,
24 сентября – покрытие Луной звезды гамма Весов (3,9m) при фазе 0,2+ и видимости в Западной Европе и на северо-западе Африки,
27 сентября – Луна (Ф= 0,4+) близ Сатурна,
27 сентября – Луна (Ф= 0,42+) в апогее на расстояние от центра Земли 404345 км,
28 сентября – Луна в фазе первой четверти,
28 сентября – Луна (Ф=0,91+) в максимальном склонении к югу.

Солнце движется по созвездию Льва до 17 сентября, а затем переходит в созвездие Девы и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила уменьшается с каждым днем все быстрее (достигая максимума к осеннему равноденствию 22 сентября), вследствие чего также быстро увеличивается продолжительность ночи. Осеннее равноденствие сравнивает продолжительность дня и ночи на всей Земле, а после перехода Солнца в южное полушарие неба ночь в северном полушарии Земли становится длиннее дня (астрономическая осень), а в южном полушарии Земли – короче (астрономическая весна). В начале месяца долгота дня на широте Москвы составляет 13 часов 47 минут, а в конце – 11 часов 38 минут, и продолжает быстро уменьшаться. Полуденная высота Солнца на широте Москвы уменьшится за месяц на 11 градусов (с 42 до 31 градуса). Сентябрь – один из благоприятных месяцев для наблюдений дневного светила. Но нужно помнить, что низуалыюс изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводин, обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет .движение по осеннему небу в созвездии Стрельца при фазе 0,74+, совершая по нему путь, который продлится до 2 сентября. Перейдя в созвездие Козерога при фазе 0,88+, яркая Луна останется в нем до 5 сентября, когда вступи г в созвездие Водолея, где примет фазу полнолуния 6 сентября. В это полнолуние произойдег покрытие Луной планеты Нептун при видимости в Южной Америке и Антарктиде. Границу созвездия Рыб поч iи полная Луна пересечет 7 сентября, а 8 и 10 сентября посетит созвездие Кита. Уменьшая фазу, лунный овал 9 сентября вновь побывает в созвездии Рыб, пройдя южнее Урана при фазе около 0,9- 9 сентября. Зайдя ненадолго в созвездие Овна в ночь с iO на 11 сентября, Луна перейдет в созвездие Тельца при фазе около 0,7-. Здесь 12 сентября произойдет очередное покрытие Луной (Ф= 0,6-) звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости в Северной Америке. 13 сентября Луна в созвездии Тельца примет фазу последней четверти, находясь близ максимального склонения и перигея своей орбиты. В этот же день ночное светило посетит созвездие Ориона (уже в виде большого серпа при фазе около 0,4), а на следующий день вступит в созвездие Близнецов, где пробудет до 15 сентября,. В этот день Луна перейдет в созвездие Рака при фазе около 0,2- и совершит по нему путь до 17 сентября (пройдя южнее звездного скопления Ясли – М44), когда вступит во владения созвездия Льва при фазе 0,1-. Здесь Луна 18 сентября покроет четыре (!) небесных светила! Весьма редкое сочетание покрытия за один день! Тонкий лунный серп сначала скроет от взоров наблюдателей Венеру, затем покроет Регул, затем – Марс и, наконец,’Меркурий. Утро 18 сентября будет самым красочным за весь месяц! Три планеты, Луна и яркая звезда соберутся в секторе немногим более 10 градусов! Покрытие Венеры будет видно в Австралии, Индонезии и Новой Зеландии, покрытие Регула – в Африке и на юге Азии, покрытие Марса – в Центральной и Южной Америке, покрытие Меркурия – в Китае, Японии и Индонезии. Совершая дальнейший путь по сентябрьскому небу, Луна покинет созвездие Льва 19 сентября, чтобы принять фазу новолуния уже в созвездии Девы. Перейдя на вечернее небо, молодой месяц будет находиться низко над западным горизонтом, постепенно сближаясь со Спикой и Юпитером при фазе менее 0,1+ (22 сентября). 23 сентября тонкий серп при фазе 0,1+ перейдет в созвездие Весов и покроет здесь на следующий день звезду гамма Весов при фазе 0,2+ и видимости в Западной Европе и на северо- западе Африки. 25 Луна побывает в созвездии Скорпиона и в этот же день перейдет в созвездие Змееносца при фазе около 0,3+. Достигнув соединения с Сатурном (Ф= 0,4+) Луна пройдет севернее окольцованной планеты и устремится к созвездию Стрельца, в которое войдет 27 сентября. Здесь ночное светило 28 сентября примет фазу первой четверти близ апогея орбиты и максимального южного склонения. В это время лунный полудиск наблюдается по вечерам низко над южным горизонтом. 30 сентября при фазе около 0,7 лунный овал перейдет в созвездие Козерога и закончит здесь свой путь по сентябрьскому небу при фазе 0,76+.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается попятно по созвездию Льва, а 4 сентября меняет его на прямое, устремляясь к созвездию Девы, куда перейдет 26 сентября. Планета наблюдается у восточного горизонта на фоне утренней зари, и данная видимость является лучшей утренней в 2017 году. В начале месяца быстрая планета находится в 9 градусах к западу от Солнца, но быстро увеличивает элонгацию, достигая максимальной (18 градусов) 12 сентября. В это время Меркурий виден более часа на утреннем небе. Затем быстрая планета уменьшает элонгацию и к концу месяца теряется в лучах восходящего Солнца. Видимый диаметр Меркурия в течение месяца уменьшается от 10 до 5 угловых секунд при увеличивающемся блеске от +4т до -1,3т. Фаза увеличивается от 0,05 до 0,95, т.е. Меркурий (при наблюдении в телескоп) представляет из себя серп, превращающийся к максимальной элонгации в полудиск, а затем – в овал, уменьшающийся в диаметре. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рака, а 10 сентября переходит в созвездие Льва, где проведет остаток описываемого периода. 20 сентября планета пройдет в полградуса севернее Регула. Утренняя Звезда постепенно уменьшает угловое удаление к западу от Солнца, и к концу месяца элонгация Венеры изменится от 32 до 25 градусов. В телескоп планета наблюдается в виде небольшого белого овала. Видимый диаметр Венеры уменьшается от 12” до 11”, а фаза увеличивается от 0,83 до 0,90 при блеске около -4т.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва. 5 сентября проходя в 0,7 гр. севернее Регула. Планета имеет ^утреннюю видимость и видна в лучах восходящего Солнца. Блеск Марса имеет значение +1,7т, а видимыи диаметр – 3,5”. Планета постепенно приближается к Земле, а возможность увидеть планету вблизи противостояния появится летом следующего года. Детали на поверхности планеты (крупные) визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, постепенно сближаясь с яркой звездой Спика этого созвездия (до 3 градусов в середине месяца). Газовый гигант наблюдается в вечернее время над юго-западным горизонтом в начале месяца, а затем скрывается в лучах заходящего Солнца. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от з2,3” до 31,0” при блеске около -1,6т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца (близ звезды тета с блеском 3,2т). Наблюдать окольцованную планету можно в вечернее время над юго-западным горизонтом (около двух часов в средних широтах). Блеск планеты уменьшается от +0,4т до +0,5т при видимом диаметре, имеющим значение около 17”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×16” при наклоне к наблюдателю 27 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) движется попятно по созвездию Рыб (близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т). Планета видна на ночном и утреннем небе при продолжительности видимости около 9 часов. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится во второй половине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m), 5 сентября достигая противостояния с Солнцем. Планета видна всю ночь при продолжительности видимости около 9 часов. Для поисков планеты понадобится бинокль и звездные карты Астрономическом календаре на 2017 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет, видимых в сентябре с территории нашей страны, расчетный блеск около 12т и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: С/2017 01 и PAN STARRS (С/2015 ER61). Блеск обеих комет составляет около Ют. Небесная странница PANSTARRS (С/2015 ER61) также, как и С/2017 01 находится в созвездии Тельца недалеко от Плеяд. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/, а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/.

Среди астероидов самыми яркими в сентябре будут Веста (7,8т) и Ирида (7,6т). Веста движется по созвездию Девы, но близко к Солнцу, поэтому ее наблюдения затруднительны. Ирида перемещается по созвездию Овна, приближаясь к своему противостоянию с Солнцем. Всего в сентябре блеск Ют превысят шесть астероидов. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn092017.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/ .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце достигнут: W Кассиопеи 8,8т – 2 сентября, U Малого Пса 8,8т – 4 сентября, S Компаса 9,0т – 7 сентября, RT Скорпиона 8,2т – 7 сентября, S Большой Медведицы 7,8т – 8 сентября, S Ящерицы 8,2т – 9 сентября, R Жирафа 8,3т – 17 сентября, R Рыси 7,9т – 18 сентября, Z Змееносца 8,1т – 19 сентября, S Пегаса 8,0т – 19 сентября, V Северной Короны 7,5т – 20 сентября, RR Орла 9,0т – 21 сентября, S Змеи 8,7т – 23 сентября, X Жирафа 8,1т – 24 сентября, X Близнецов 8,2т – 24 сентября, RU Геркулеса 8,0т – 28 сентября, SS Змееносца 8,7т – 29 сентября, RT Орла 8,4т – 29 сентября, W Орла 8,3т – 30 сентября. Больше сведений на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 1 сентября в 2 часа по всемирному времени пик максимума будет у потока Ауригиды из созвездия Возничего (ZHR= 6). 9 сентября в 20 часов по всемирному времени максимума действия достигнут Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR= 5). Луна в период максимума потоков будет около фазы полнолуния, поэтому условия наблюдений метеоров будут ограничиваться влиянием ночного светила. Подробнее на http://www.imo.net. Другие сведения – в АК2017 – http://www.astronet.ru/db/msg/1360173.

Календарь наблюдателя на сентябрь 2017 года