Обнаружено необычно много кислорода в атмосфере древней звезды

Международная команда астрономов из США, Испании и Великобритании обнаружила большое количество кислорода в атмосфере одной из самых древних звезд – J0815 + 4729. Открытие, сделанное с помощью обсерватории У. М. Кека, дает подсказку о том, как кислород и другие важные элементы образовались в первых поколениях звезд во Вселенной, сообщается на сайте Обсерватории У. М. Кека.

© Gabriel Pérez Díaz, SMM (IAC)© Gabriel Pérez Díaz, SMM (IAC)

Кислород – третий по распространенности элемент во Вселенной после водорода и гелия. Он необходим для всех форм жизни на Земле, так как является основой для дыхания и строительным блоком углеводов. Также кислород – основной элемент земной коры. Тем не менее, кислорода не было в ранней Вселенной. Он появился в результате реакций ядерного синтеза, которые происходят глубоко внутри самых крупных звезд, массы которых в десять раз и больше превышают массу Солнца.

Чтобы отследить, как появились кислород и другие элементы, необходимо изучить самые старые звезды, которые все еще существуют. J0815 + 4729 – одна из таких звезд. Ее химический состав указывает на то, что звезда сформировалась в течение первых сотен миллионов лет после Большого взрыва, возможно, из материала, выброшенного из первых сверхновых Млечного Пути. Звезда расположена на расстоянии более 5000 световых лет от нас в направлении созвездия Рысь.

Исследовательская группа наблюдала J0815 + 4729 с помощью спектрометра высокого разрешения HIRES обсерватории Кека. С помощью данных, которые были получены в результате более пяти часов наблюдения за звездой в течение одной ночи, ученые смогли измерить содержание 16 химических веществ в атмосфере звезды, включая кислород.

Эта анимация иллюстрирует самую раннюю эпоху Вселенной, сразу после Большого взрыва, когда в еще горячем космосе были созданы первые элементы водорода, гелия и лития. Эти атомы в конечном итоге собрались, чтобы сформировать первое поколение массивных звезд, которые в свою очередь производили более тяжелые элементы, такие как углерод, кислород и азот.
Когда эти массивные звезды взорвались как сверхновые, они выпустили эти более тяжелые элементы во вселенную, в конечном итоге собирая звезды следующего поколения, такие как J0815 + 4729, с его необычно высоким содержанием кислорода.