Очень Большой Телескоп сфотографировал галактику в профиль

Европейская Южная обсерватория (ESO) опубликовала фотографию спиральной галактики NGC 1055, сделанную Очень Большим Телескопом ESO (VLT). Считается, что диаметр галактики NGC 1055 примерно на 15 процентов больше, чем у Млечного Пути. У NGC 1055 не видно характерных спиральных ветвей, так как мы видим ее “в профиль”, с ребра. Однако в ее структуре проявляются необычные искажения, которые, вероятно, вызваны ее взаимодействием с большой соседней галактикой.

Видимая «с ребра» галактика NGC 1055Видимая «с ребра» галактика NGC 1055
© ESO

Спиральные галактики, во множестве рассеянные во Вселенной, могут иметь всевозможные ориентации относительно земного наблюдателя. Некоторые видны, так сказать, «сверху» или «плашмя» — например, похожая на водоворот галактика NGC 1187. При такой ориентации можно во всех деталях рассмотреть спиральные ветви галактики и ее яркое ядро, зато трудно представить себе ее трехмерную форму.

Другие галактики, такие, как NGC 3521, видны под углом. У таких объектов уже начинает прослеживаться трехмерная структура внутри спиральных ветвей. И все же полное представление об объемной форме спиральной галактики дает только ракурс «с ребра» — такой, как мы видим на этом изображении NGC 1055.

В этом ракурсе появляется возможность увидеть, как звезды — как в областях звездообразования, так и принадлежащие к более старым звездным населениям — распределены по объему галактики. Становится легче измерить толщину относительно плоского галактического диска и густо населенной звездами центральной области. На черном фоне космической пустоты становится лучше видна структура вещества, удаленного от галактической плоскости и почти неразличимого на ярком фоне спиральных ветвей при фронтальном ракурсе.

Эта перспектива к тому же позволяет астрономам изучать общую форму и свойства обширного галактического диска. Примером может служить вертикальное искривление плоскости диска, заметное и у NGC 1055. В этой галактике наблюдаются области деформаций, скорее всего обусловленных взаимодействием с близлежащей галактикой Messier 77. Это искривление заметно на приводимом снимке: диск NGC 1055 выглядит слегка изогнутым, «волнообразным».

Галактика NGC 1055 расположена примерно в 55 миллионах световых лет от нас в созвездии Кита. Изображение получено с приемником FORS2 (FOcal Reducer and low dispersion Spectrograph 2), смонтированным на первом «юните» (Unit Telescope 1, Antu) комплекса Очень Большого Телескопа (VLT), в обсерватории ESO Параналь в Чили. Изображение получено в рамках просветительской программы «Космические сокровища ESO» (ESO’s Cosmic Gems) – фотографирования на телескопах ESO в образовательно-просветительских целях интересных, загадочных, или просто красивых космических объектов.