Последние мамонты страдали от вредных мутаций

Последние мамонты жили на острове Врангеля в Северном Ледовитом океане еще 3700 лет назад, когда уже существовали цивилизации Древнего Египта и Месопотамии. Их сородичи на материке исчезли значительно раньше, около 10 тысяч лет назад. Чтобы узнать больше о последних мамонтах с острова Врангеля, биоинформатик Ребекка Роджерс (Rebekah Rogers) из Университета Северной Каролины биолог Монтгомери Слаткин (Montgomery Slatkin) из Калифорнийского университета в Беркли сравнили полную последовательность ДНК из кости мамонта возрастом 4300 лет, найденной на острове Врангеля, с ДНК из 45 000-летнего образца из Сибири.

Мамонт Мамонт

Исследователи определили целый ряд серьезных вредных мутаций у мамонтов с острова Врангеля. Одна комбинация измененных генов, вероятно, привела к потере большого количества обонятельных рецепторов. Другие мутации уменьшили количество и разнообразие белков в моче животных. Вместе эти два изменения, по мнению исследователей, уменьшили способность мамонтов метить территорию, определить иерархическое положение сородичей в стаде и выбирать партнеров для размножения, если, подобно современным млекопитающим, они применяли обоняние для решения этих задач. Результатом, по словам ученых, мог быть социальный хаос в популяции.

Две мутации в гене, известном как FOXQ1, хорошо изученные у грызунов и кроликов, повлияли на шерсть мамонтов с острова Врангеля, вызвал исчезновение внутреннего стержня у их волос. Мыши с этой мутацией также страдают от раздражения желудка.

Поскольку на острове существовала немногочисленная замкнутая популяция, вредные мутации в ней накапливались. Так что, по мнению ученых, в конце концов ухудшающаяся генетика затруднила адаптацию мамонтов с острова Врангеля к новым экологическим условиям.

Итоги исследования опубликованы в электронном научном журнале PLOS Genetics