Первые звезды появились во Вселенной на 140 млн лет позже, чем считалось ранее

Первые звезды возникли значительно позже, чем предполагалось, – через 560 млн лет после Большого взрыва, который считается моментом зарождения Вселенной. К такому выводу пришли ученые, изучающие данные, собранные Европейской космической обсерваторией – спутником “Планк” (Europe’s Planck satellite), сообщила телерадиокомпания “Би-би-си”.

Звездное небо в окрестностях Итум-КалеЗвездное небо в окрестностях Итум-Кале,
Чеченская республика

© Илья Питалев/ТАСС

Ранее предполагалось, что излучающие свет газовые шары появились примерно спустя 420 млн лет после Большого взрыва. “Разница в 140 млн лет на первый взгляд не кажется такой уж значительной, если рассматривать историю космоса, которой 13,8 млрд лет. Однако пропорционально это очень существенные перемены в нашем понимании того, как развивались ключевые космические события в ранние периоды”, – рассказал один из участников проекта по анализу данных с “Планка”.

Как пояснили ученые, следы образования первых звезд примерно через 420 млн лет после Большого взрыва обнаружил в начале 2000-х годов американский телескоп WMAP. Однако позднее эту цифру оспорил телескоп Hubble, который не увидел признаков зарождения в этот период подобных объектов в других галактиках. Разница в результатах наблюдений привела к возникновению большого числа ошибочных теорий о происхождении черных дыр и звездообразовании, которые с получением новых данных теряют смысл, рассказали ученые, работающие с “Планком”.

Космическая обсерватория (спутник) “Планк” – проект Европейского космического агентства (ЕКА), целью которого было изучение реликтового излучения, которое, как считается, подтверждает теорию Большого взрыва и до сих пор несет в себе информацию об этом событии. Аппарат с установленным на нем мощным телескопом был запущен с космодрома Куру в 2009 году.

В ноябре 2010 года “Планк” успешно закончил основную часть миссии, но продолжил собирать данные до получения последнего сигнала с Земли в октябре 2013 года. Тогда команда окончательно блокировала управление им, чтобы невозможно было никоим образом исказить сохраненную в нем информацию случайными помехами. Расшифровка сведений с “Планка” ведется до сих пор, отмечается на сайте ЕКА.