Новые данные ставят под сомнение существующую теорию о формировании звездных скоплений

Новые научные данные, собранные при помощи рентгеновской обсерватории Chandra и космического телескопа Spitzer, ставят под сомнение базовую модель, которая служит основанием для существующей теории, определяющей процессы формирования звездных скоплений. Исследования звездного скопления NGC 2024, расположенного в районе туманности Факела (Flame Nebula), и туманности Ориона (Orion Nebula Cluster) показали, что для того, чтобы объяснить происхождение этого космического объекта, ученым придется использовать совершенно новую теорию.

TТуманность Ориона

Традиционная модель формирования звездных скоплений определяет то, что в центре плотного газового облака начинают зарождаться первые звезды, которые впоследствии станут самыми старыми звездами скопления. Гравитационные силы этих звезд начинают влиять на материал газового облака, который начинает перераспределяться и уплотняться, что приводит к началу формирования внешних слоев скопления из более молодых звезд. И подобный процесс, приводящий к “разрастанию” скопления, повторяется до той поры, пока в космосе не остается материала для образования новых звезд.

Используя данные, собранные телескопами, ученые смогли определить возраст всех звезд скопления при помощи двухэтапного метода. Сначала они при помощи инструментов обсерватории Chandra произвели измерения и установили яркость свечения звезд в рентгеновском диапазоне. После этого, при помощи комбинации наблюдений наземных телескопов и космического телескопа Spitzer,астрономы измерили яркость звезд и инфракрасном диапазоне света. Совмещение этих двух наборов данных позволила ученым вычислить возраст каждой звезды, входящей в состав скопления.

Оказалось, что самыми старыми были две звезды, находящиеся почти на самом краю скопления NGC 2024, а в центре скопления находились более молодые звезды. Этот факт является полной противоположностью тому, что может определяться существующей теорией. “Полученные нами результаты парадоксальны” – рассказывает Константин Гетман (Konstantin Getman), ученый из Государственного университета Пенсильвании, – “Это, в свою очередь, указывает на большую сложность происходящих процессов, которые должны описываться совершенно другой теоретической моделью”.

Flame_Nebula_NGC_2024 Скопление NGC 2024

Ученые оценивают, что звезды, находящиеся на периферии скопления NGC 2024, имеют возраст более 1.5 миллионов лет. Звезды в центре скопления совсем молоды, в среднем их возраст составляет 200 тысяч лет. Возраст звезд, находящихся на краях скопления туманности Ориона, оценивается в 2 миллиона лет, в то время, как звезды, приближенные к центру, имеют возраст в 1.2 миллиона лет.

В настоящее время ученые уже выдвинули три предположения, которые могут послужить объяснением обнаруженным фактам. Первое предположение заключается в том, что менее плотная материя на краях газовых облаков при возникновении новых звезд быстро поглощается этими звездами, оставляя за собой лишь пустое пространство. В это время в более плотных центральных областях продолжают идти интенсивные процессы рождения новых звезд, которые постепенно заполняют центральную область.

Вторым предположением является то, что более старые звезды, несмотря на их рождение в центре будущего скопления, позже изгоняются из центра различными высокоэнергетическими катаклизмами и занимают постоянное место в более спокойных областях на границах скопления. И третье предположение предусматривает то, что молодые звезды интенсивно рождаются внутри плотных потоков космического газа, которые под влиянием гравитационных сил движутся в направлении центра скопления и как пылесос тянут туда за собой молодые звезды.

В ближайшем будущем ученые собираются проверить все три выдвинутые ими теории. Для этого им потребуется произвести тщательное изучение процессов, происходящих в большом количестве звездных скоплений, имеющих различный возраст. Вполне вероятно, что эти исследования послужат подтверждением одной из вышеописанных теорий, но может произойти и то, что ни одна из теорий подтверждена не будет, а на основе вновь собранных данных будут выдвинуты очередные теории, которые, в свою очередь, потребуют очередных проверок.

Источник: dailytechinfo.org