Учёные усомнились в наличии темной материи в центре Галактики

РИА Новости. Американские астрономы обнаружили, что загадочное гамма-излучение, исходящее из центра Галактики, связано не с распадами темной материи, а с несколькими сотнями пульсаров. Об этом говорится в статье, направленной к публикации в Astrophysical Journal.

Миллисекундный пульсар высасывает материю из звезды-компаньонаМиллисекундный пульсар высасывает материю из звезды-компаньона
© NASA

“Наши наблюдения показывают, что темная материя не нужна для объяснения того, почему мы видим избыток гамма-излучения, исходящего из центра нашей Галактики. Мы обнаружили большую популяцию пульсаров в регионах, окружающих центр Млечного Пути, что заставило нас по-новому взглянуть на историю его формирования”, — рассказывает Маттия ди Мауро (Mattia Di Mauro) из Стэнфордского университета (США).

Ди Мауро и другие ученые из коллаборации “Ферми” уже несколько лет расследуют одну из самых главных загадок Галактики – почему ее центральная часть вырабатывает заметно больше гамма-излучения в высокоэнергетической части спектра, чем предсказывают расчеты, основанные на плотности распределения звезд и активности в центре черной дыры.

Этот феномен, открытый телескопом “Ферми” в 2009 году, заставил многих ученых считать избыток гамма-квантов следствием распада частиц темной материи в центре Млечного Пути. Поэтому астрофизики и космологи постоянно следят за центральной частью Галактики, пытаясь подтвердить или опровергнуть эту идею, а также ищут аналогичные следы гамма-излучения в ядрах других галактик.

С точки зрения астрофизики, для опровержения необходимо показать, что гамма-фотоны из центра Млечного Пути летят к нам от точечных источников света, которыми могут быть пульсары или иные компактные объекты. Если же их порождают распадающиеся частицы темной материи, избыточное излучение будет распределено по небу равномерно.

Ди Мауро и другие астрономы, работающие с “Ферми”, приблизились к решению “гамма-загадки” Млечного Пути, обнаружив на снимках центра Галактики около четырех сотен пульсаров, излучающих в гамма-диапазоне. Ключом к открытию стали новые алгоритмы по улучшению качества картинки, благодаря которым ученые впервые смогли “увидеть” точечные источники свечения пульсаров.

Как отмечает ди Мауро, пульсары отличаются от других источников гамма-излучения (сверхновых, активных ядер галактик и ионизированного газа) тем, что структура спектра их излучения жестко зависит от того, где расположен пик свечения в гамма-диапазоне.

Руководствуясь этой идеей, ученые проанализировали последние снимки центра Галактики, полученные при помощи прибора LAT на борту “Ферми”, и обнаружили на окраинах ядра Млечного Пути около четырех сотен пульсаров. В существовании 66 из них астрономы уверены на сто процентов. В общей сложности, как показывают расчеты ди Мауро и его коллег, в центре Галактики может присутствовать около 1300 пульсаров, гамма-излучения которых будет достаточно для объяснения аномалии, обнаруженной “Ферми” почти десять лет назад.

Как отмечает ученый, открытие столь большого числа гамма-пульсаров стало относительной неожиданностью для его команды. Пульсары — останки давно умерших звезд, исчерпавших запасы водорода и гелия, — живут в таком состоянии по космическим меркам сравнительно недолго, около пяти-десяти миллионов лет.

С другой стороны, центр Галактики — одна из самых древних частей Млечного Пути, и крайне маловероятно, что все эти пульсары сформировались за последние 10 миллионов лет. Это, как считает ди Мауро, говорит о том, что большинство гамма-пульсаров живет там не в одиночестве, а в компании другой звезды, материю которой они периодически воруют, чтобы “раскрутить” себя.

Означает ли это, что темной материи не существует? Как подчеркивает ди Мауро, открытие говорит лишь о том, что частицы темной материи не распадаются в центрах галактик и ведут себя не так, как считалось раньше. В ближайшее время команда “Ферми” планирует провести более детальные наблюдения за этими пульсарами при помощи наземных радиотелескопов, способных уловить их пульсации и окончательно доказать, что темная материя не виновата в избытке гамма-лучей.