Все землеподобные планеты вращаются по круговым орбитам

РИА Новости. Планетологи проследили за манерой вращения нескольких десятков потенциальных “двойников” Земли и пришли к выводу, что все каменистые планеты, расположенные близко к светилам, вращаются по круговым орбитам, что улучшает наши шансы найти внеземную жизнь, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Экзопланета Gliese 832cЭкзопланета Gliese 832c
© Фото: PHL @ UPR Arecibo, NASA Hubble, Stellarium

“Двадцать лет назад мы знали о существовании только нашей Солнечной системы, и все орбиты в ней являются круговыми, из-за чего мы ожидали увидеть круговые орбиты во всех остальных семействах планет. Первые же открытые экзопланеты-гиганты внезапно показали нам, что планеты могут вращаться по эллипсам разной степени вытянутости, и мы начали думать, происходит ли подобное и с двойниками Земли”,
— заявил Винсент ван Айлен (Vincent Van Eylen) из Массачусетского технологического института (США).

Ван Айлен и его коллега Саймон Альбрехт (Simon Albrecht) из университета Орхуса (Дания) заинтересовались этим вопросом по той причине что эксцентриситет – “вытянутость” – орбиты планеты очень сильно влияет на то, способна ли на ней зародиться и существовать жизнь.

Дело в том, что благоприятные условия для существования жидкой воды на поверхности потенциального “двойника” Земли и потенциал для зарождения жизни существуют  в очень узком пучке орбит, который ученые называют “зоной жизни”. Если орбита экзопланеты сильно вытянута, то тогда она будет периодически покидать эту зону, что приведет к крайне резким перепадам температур и климатических условий.

Руководствуясь этими соображениями, ван Айлен и Альбрехт проследили за движением около восьми десятков ближайших к нам экзопланет, используя данные, собранные телескопом “Кеплер” за первые четыре года его работы на орбите, и реконструировали их орбиты.

В этом им помогла одна очень простая, но при этом чрезвычайно остроумная идея. Они обратили внимание на то, что скорость прохождения планеты по диску светила, за чем собственно и следит “Кеплер”, зависит от трех параметров — массы светила, скорости движения планеты и ее эксцентриситета.  Все эти значения можно с достаточно высокой точностью измерить при помощи “Кеплера” и в ходе наблюдений за “звездотрясениями”  на поверхности светил.

Как показали восстановленные орбиты 74 экзопланет, вращающихся вокруг 28 относительно близких к нам светил, все землеподобные планеты, найденные “Кеплером” в их окрестностях, вращались или по идеально круговым, или достаточно круглым эллиптическим орбитам. Это с большой вероятностью означает, что все “двойники” Земли ведут себя таким образом.

Данный факт, как полагают ученые, повышает наши шансы на то, что “Кеплеру” или его наследнику, телескопу TESS, который будет запущен на орбиту в 2017 году, удастся найти подходящего кандидата на роль планеты, на поверхности которой может в принципе существовать жизнь.