Устойчивость бактерий к антибиотикам вырабатывается быстрее, чем создаются новые препараты. Эта проблема имеет глобальный характер, считает председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, завкафедрой микробиологии и иммунологии биологического факультета Пермского университета Валерий Черешнев.

Устойчивость бактерий к антибиотикам развивается быстрее создания новых препаратов© Архив ИТАР-ТАСС/ Владимир Зинин

“Еще 20 лет назад резистентность возбудителей к новым антибактериальным препаратам вырабатывалась за 5-6 лет, сегодня – за 1-2 года. Резистентность растет по параболе, и возможности разработчиков и фармпромышленности этот темп не выдерживают”, – сказал Валерий Черешнев на XV Всероссийском научном форуме “Дни иммунологии в Петербурге”.

Главная причина обострения проблемы резистентности бактерий к антибиотикам – “безалаберность их применения”, отметил специалист. “Если применять антибиотики 2-3 дня вместо необходимых 5-7, то возбудитель до конца не погибает, а приобретает резистентность к антибактериальному препарату”, – пояснил он.

Выходом, по мнению Черешнева, должно стать создание принципиально других препаратов-иммуномодуляторов, действие которых направлено не на борьбу с конкретным возбудителем, а на активизацию имунной системы для выработки адекватного ответа на инфекцию.

Он сообщил, что работу в этом направлении в России ведут петербургский Институт экспериментальной медицины, Институт Пастера, Институт клинической иммунологии в Новосибирске и другие научные коллективы. “Это проблема общемировая, решение ищут ученые многих стран, но его пока нет”, – отметил Черешнев.

На сегодня уже более 50% микробов устойчивы к антибиотикам широкого спектра действия, и ежегодно только в России от внутрибольничных инфекций /кишечная и синегнойная палочки, стрептококки, стафилококки/ умирают более 360 тыс человек в год. По данным ВОЗ, из-за резистентности в Европе ежегодно умирают 25 тыс человек, несмотря на дополнительные расходы здравоохранения – более 1,5 млрд евро.

25 мая Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила глобальный план борьбы с растущей устойчивостью бактерий к антимикробным препаратам. Страны-члены Всемирной организации здравоохранения /ВОЗ/ должны в течение двух лет принять собственные программы.