Биологи научат растения “призывать” хищников на защиту от вредителей

РИА Новости. Европейские биотехнологи предлагают бороться против тли и других вредителей при помощи особых феромонов, которые будут помогать растениям “вызывать охрану” в виде божьих коровок и других хищных насекомых, говорится в статье, опубликованной в журнале Trends in Plant Science.

Куст слева рос под защитой насекомых, привлеченных ароматами дикого растения, в середине – под защитой искусственных феромонов, привлекавших насекомых, справа – в нормальных условияхКуст слева рос под защитой насекомых, привлеченных ароматами дикого растения, в середине – под защитой искусственных феромонов, привлекавших насекомых, справа – в нормальных условиях
© Фото: Courtesy of Martin Heil

“Многие дикие растения испускают феромоны в тот момент, когда вредители начинают повреждать их листья. Эти вещества привлекают естественных врагов насекомых – даже мы можем ощущать эти запахи в то время, когда наши соседи стригут свою лужайку. Эта естественная система защиты была постепенно подавлена в ходе селекции, и мы хотим восстановить ее, учитывая, что она не несет никаких минусов для людей”, — заявил Мартин Хайль (Martin Heil) из Национального политехнического института Мексики в Мехико.

Хайль и ряд других генетиков и ботаников из Германии и Мексики пытаются создать альтернативу пестицидам, потенциально токсичным для человеческого организма и вызывающих гормональные изменения в его работе, изучая те черты растений, которые они потеряли в ходе одомашнивания и селекции.

Как отмечают ученые, человечество только в последние 30 лет начало осознавать, что растения используют различные феромоны для “общения” с другими представителями флоры и даже насекомыми, приглашая их бороться с вредителями и даже вознаграждая их нектаром и прочими питательными веществами в обмен на такие “услуги”.

Древние селекционеры, как считают Хайль и его коллеги, не могли знать об этом, из-за чего подобные защитные механизмы могли постепенно исчезнуть сами по себе. Более того, они могли целенаправленно избавляться от подобных генов и связанных с ними свойств растений, так как “мичурины каменного века” вряд ли могли отличить полезных насекомых от вредителей и считали их большое количество минусом, а не плюсом.

Наиболее надежный способ вернуть современным растениям эту возможность – пересадить в их ДНК те гены диких растений, которые отвечают за работу подобных “охранных систем”. Сделать это не просто, объясняют авторы статьи, так как нужно сначала найти эти гены, понять, что требуется для их работы и пройти все этапы разработки и одобрения соответствующих ГМО-продуктов.

По этой причине группа Хайля рекомендует пойти более простым и быстрым путем – можно добиться аналогичного эффекта, синтезировав те же феромоны и распыляя их вокруг посадок культурных растений. Еще более простая, но затратная альтернатива – высаживать рядом с агрикультурами их диких родичей, которые будут привлекать тех же вредителей и их врагов.

Как полагают ученые, подобные улучшения помогут заметно повысить урожайность существующих сортов растений и позволят производить больше пищи для стремительно растущего населения Земли.