Биотехнологи создали первого шагающего нано-робота из молекул ДНК

РИА Новости. Нанотехнологи из Техаса создали необычного робота, который представляет собой структуру из обрывков ДНК, способную самостоятельно двигаться в определенном направлении, “шагая” по неровностям поверхности на оболочке клеток или других объектов микромира, и опубликовали инструкцию по его сборке в журнале Nature Nanotechnology.

Так художник представил себе процесс починки одиночных разрывов в спирали ДНКТак художник представил себе процесс починки
одиночных разрывов в спирали ДНК
© Tom Ellenberger, Washington University School of Medicine in St. Louis

“Это важный первый шаг к созданию ДНК-машин, которые смогут автономно действовать при целом рядом условий, в том числе и внутри нашего тела. Подобные технологии интересны еще и тем, что они являются своеобразным физическим компьютером, который проводит все вычисления путем манипуляций физическими объектами, а не электронами или магнитными полями”, — заявил Эндрю Эллингтон (Andrew Ellington) из университета Техаса в Остине (США).

Это устройство состоит из одинарной цепочки ДНК, к которой присоединены две “ноги” – два других фрагмента генетического кода, способные присоединяться к клеткам и другим объектам, цепляясь за участки на их поверхности с особым химическим составом, на определение которого “запрограммирован” робот.

Первый экспериментальный прототип такого робота добился относительно скромных результатов – ученым удалось научить его ходить вперед и назад, а также произвольным образом двигаться по двухмерной поверхности. В общей сложности он способен пройти около 36 шагов, прежде чем он застрянет, и ему понадобится помощь экспериментаторов.

Как предполагают Эллингтон и его коллеги, созданные ими ДНК-роботы в первую очередь можно использовать для создания “внутренних нано-докторов”, которые будут постоянно “пробегать” по всем клеткам организма и искать раковые опухоли и прочие проблемные зоны.

Прямо сейчас, по словам ученых, можно создать устройство, которое будет помечать такие клетки и будет делать их более заметными для иммунной системы или настоящих докторов, а в ближайшем будущем – самостоятельно уничтожать их.

“Все великие открытия начинались с детских шагов. Только в нашем случае эти шаги сделал робот, собранный из молекулы ДНК”, — заключает ведущий автор статьи Чулхи Юнг (Cheulhee Jung), коллега Эллингтона по университету.