Британским генетикам разрешили вести опыты на человеческих зародышах

РИА Новости. Правительство Великобритании официально разрешило группе генетиков из института Фрэнсиса Крика проводить опыты на человеческих эмбрионах и яйцеклетках, используя универсальный геномный редактор CRISPR/Cas9, сообщает пресс-служба британского журнала Nature.

Эмбрионы шимпанзе и мыши, с "человеческими" пробелами в генах, отвечающих за вибриссы Эмбрионы шимпанзе и мыши, с “человеческими” пробелами в генах,
отвечающих за вибриссы
© Фото: Kingsley et al. / Nature

В начале марта 2015 года в научных кругах начали ползти слухи о том, что ряд китайских ученых и их американских коллег уже провели серию опытов по редактированию и замене генов в дефектных человеческих эмбрионах, о чем редакции новостной службы Nature рассказали несколько неназванных молекулярных биологов.

В апреле эти слухи подтвердились: китайские генетики под руководством Цзюньцзю Хуана (Junjiu Huang) из университета Сунь Ятсена в Гуанчжоу опубликовали статью в журнале Protein & Cell, в которой они описали результаты в целом довольно неудачных попыток адаптировать стремительно набирающую популярность систему редактирования генома CRISPR/Cas9 для манипуляций человеческой ДНК.

В сентябре прошлого года ряд британских генетиков официально запросил разрешение у властей Великобритании на проведение аналогичных экспериментов, которые, как они отмечали, должны помочь нам понять, как бороться с бесплодием и рядом других наследственных и неизлечимых пока болезней.

Управление эмбриологии и искусственного оплодотворения (HEAF) Великобритании, заведующее подобными решениями, сегодня приняло решение разрешить Кэйти Ниакан (Kathy Niakan), автору этой инициативы, и ее команде проводить такие опыты. Подобное разрешение, как утверждает новостная служба журнала Nature, является первым в мире публичным одобрением со стороны правительства и регулирующих органов на эксперименты с редактированием человеческой ДНК.

По словам Ниакан, первые опыты будут направлены на изучение ранних этапах развития зародыша, и поэтому ученые поменяют работу тех генов, которые “включаются” раньше всего. Через семь дней после оплодотворения эксперименты будут прекращены, и эмбрионы уничтожены.
Представители института, опрошенные Nature, приветствовали решение HEAF, но группе Ниакан еще предстоит получить одобрение на данные опыты у местного комитета по этике ведения экспериментов, прежде чем ученые смогут приступить к их реализации.