Энтомологам особенно интересны муравьи и комары

Энтомологи Томас Чоувенк и Наньяо Сю из Флоридского университета опубликовали в журнале American Entomologist статью с анализом научных публикаций в области энтомологии за последние 60 лет.

Муравьи© L Church/Flickr

Как и ожидалось, число публикуемых статей за это время значительно выросло. Если в 1959 году в неделю выходило в среднем 1,5 исследования, посвященных муравьям, то в 1974 году их стало 5,2, а к 2009 году – целых 34,9 статьи в неделю. Лидируют среди отдельных групп насекомых по этому показателю комары, о которых в неделю публикуется в среднем 45,3 статьи. Муравьи занимают второе место. В группе лидеров находятся также бабочки (20,3), тли (19,4), жуки-долгоносики (14,6), медоносная пчела (12,7), белокрылки (8,9), стрекозы (8,2) и термиты (8,1). Увеличивается и число статей, посвященных другим насекомым. Например, о постельном клопе публикуют всего 2,9 в неделю, но этот показатель за несколько последних лет вырос в пять раз.

Энтомологам особенно интересны муравьи и комары© Thomas Chouvenc, Nan-Yao Su/American Entomologist

Другой тенденцией стало увеличение числа статей, написанных двумя и более авторами, что наблюдается и в других сферах науки. В конце 1970-х годов 55 % энтомологических статей были написаны одним автором, 28 % – двумя и 17 % – тремя или более. В конце 2000-х одного автора имеет лишь 31 % публикуемых статей, 24 % – двух и 45% публикуются тремя или более авторами. На такую тенденцию влияет ряд факторов. Сотрудничество групп ученых делает возможными масштабные исследовательские проекты. Сами энтомологи уже превратились из натуралистов-одиночек, наблюдающих за насекомыми в природе, в ученых-экспериментаторов, а их наука стала в многопрофильной дисциплиной, куда вовлечены специалисты по молекулярной биологии, токсикологии, генетике и другие ученые. Наконец, оказывает влияние и то, что в условиях усиливающейся конкуренции ученые стремятся увеличить число публикаций. Увеличилось также среднее число страниц в статье и число ссылок в библиографиях.