Эволюция в реальном времени

Ученые из Национального университета Сунь Ятсена (Тайвань) и Музея естественной истории Национального университета Сингапура, исследующие подводные пещеры, обнаружили новый вид рыб, который приспосабливается к своей среде обитания, теряя глаза. У некоторых экземпляров пойманных рыб левый глаз закрыт кожей, в то время как у других глаза сохраняются с обеих сторон головы.

Uropterygius cyamommatus
© Wen-Chien HuangUropterygius cyamommatus
© Wen-Chien Huang

Вид Uropterygius cyamommatus относится к роду рифовых угрей, или уроптеригиусов, принадлежащему к семейству муреновых и отряду угреобразных. Эти рыбы стали первым известным видом мурены, населяющим анхиалиновые пещеры. Данный тип подводных пещер отличается тем, что там два слоя воды: пресный и соленый. Пресная вода легче и поэтому находится сверху, а на стыке двух слоев формируется особый пограничный слой (галоклин).

Исследователи использовали ловушки с наживкой, чтобы выманить мурен на поверхность воды во внутренних пещерах, которые соединяются с океаном, на острове Рождества в Австралии и острове Панглао на Филиппинах. У двух из четырех экземпляров, собранных учеными, не было видимого левого глаза.

Многие из почти трехсот видов пещерных рыб полностью лишились глаз, но состояние Uropterygius cyamommatus необычно — ученые, похоже, наблюдают эволюцию в действии. Когда-то, до переселения в темные глубины пещер, предкам этих угрей глаза служили для охоты и обнаружения хищников. Но теперь, при отсутствии света, глаза стали ненужными. Вместо зрения угри, вероятно, полагаются в поиске добычи на обоняние.

Статья опубликована в журнале Raffles Bulletin of Zoology