Эволюцию моллюсков направляют люди

Первым индейцам, вытащившим карибских боевых стромбусов (Strombus pugilis) на мелководье лагуны Бокас дел Торо в Панаме, повезло с обедом. Ученые из Смитсоновского института обнаружили, что 7,000 лет в этой распространенной морской раковине содержалось на 66% больше мяса, чем у ее потомков. Многовековое вылавливание крупных моллюсков привело к тому, что для животного стало выгодно вырастать до небольшого размера. Его эволюционная история изменилась.

Связанная с человеком эволюция диких животных (иногда ее называют «неестественный отбор») описана исключительно по случаям крупномасштабного отстрела или вылавливания (в рыбодобывающей промышленности, например). «Это первое доказательство того, что малоактивного вылавливания достаточно для воздействия на ход эволюции», – рассказывает ведущий автор работы Аарон О’Ди (Aaron O’Dea) из Смитсоновского института тропических исследований. Ученые провели масштабное сопоставление размеров раковин разных эпох – до появления человека в Панаме, в течении 7000 лет после этого, и современных.

В юном возрасте Strombus pugilis скрывается в мутном иле лагун. Она выплывает ближе к поверхности лишь по достижении половой зрелости, в поисках партнера, и только после того, как ее крышечка затвердевает (чтобы защититься от хищников). Изучив размер ракушек и толщину крышечек стромбусов, ученые выяснили, что размер моллюска по достижении половой зрелости за последние 1500 лет постоянно сокращается.

Но сокращение улова – не единственное пагубное последствие эволюционного сдвига к мелким размерам. Репродуктивные способность, здоровье потомство и другие жизненно важные свойства также страдают от «неестественного отбора».

«Теплится надежда, что эволюцию мелкоразмерности можно остановить или обратить вспять», – отмечает О’Ди, привлекая внимание к тому факту, что самые крупные стромбусы сейчас встречаются на защищенных от вылавливания территориях. «Морские заповедники защищают не только био-, но и генетическое разнообразие».

Исследование представлено в журнале Proceedings of the Royal Society B.
По материалам пресс-релиза института.
Источник: А. Космарский nauka21vek.ru