Ископаемая рыба Romundina и эволюция лица

Французские и шведские ученые представили новую реконструкцию одной из важнейших частей нашего анатомического строения – лица. Рентгеновская визуализация в микронном разрешении показывает поэтапное «рождение» лица при переходе от бесчелюстных к челюстноротым позвоночным.В центре реконструкции – Romundina , панцирная рыба возрастом в 410 миллионов лет.

Позвоночные животные бывают двух основных типов – челюстноротые (более 50,000 видов, в том числе люди ) и бесчелюстные (от последних до наших дней дожили только миноги и миксины). Известно, что первые произошли от вторых – и в драматичном скачке анатомической эволюции лицо буквально вывернулось наизнанку.

У эмбрионов бесчелюстных ткани растут вперед по обе стороны от мозга, встречаясь на средней линии, образуя большую верхнюю губу вокруг единственной серединной «ноздри», которая расположена прямо перед глазами. У челюстноротых же та же ткань растет под мозгом в переднем направлении, протискиваясь между левой и правой носовыми полостями, которые имеют отдельные «выходы» наружу. Вот почему у нас две ноздри, а не одна большая дырка посередине. Передняя часть мозга у челюстноротых гораздо сильнее вытянута вперед, и в результате нос у нас «торчит» впереди лица, а спрятан сзади, за линией глаз.

О ходе этой эволюционной трансформации почти ничего не было известно. Поэтому ученые решили изучить череп Romundina, древней (начало девона) панцирной рыбы, окаменелые останки которой были обнаружены в Канадской Арктике и сейчас находятся во Французском национальном музее естественной истории (Париж).

У ромундины две отдельные ноздри, но они посажены сзади, за верхней губой, устройство которой практически такое же, как у бесчелюстных. «Ее череп показывает бесценный промежуточный этап между двумя типами позвоночных», – заявил Венсан Дюпре (Vincent Dupret) из Уппсальского университета, один из ведущих авторов статьи.

Получив изображения внутренней структуры черепа рыбы с помощью рентгеновских лучей высокой энергии на ESRF (синхротроне третьего поколения в Гренобле, Франция), ученые выяснили, что он «хранил» мозг с очень короткой передней частью – почти как у бесчелюстных.

«По сути, Romundina обладала анатомическим устройством челюстноротого и пропорциями тела бесчелюстного позвоночного. Таким образом, сначала трансформировалась организация тканей, и лишь потом – форма головы», – рассказывает Пер Альберг (Per Ahlberg) из Уппсалы.

Сейчас авторы ищут сравнивают ромундину с другими ископаемыми рыбами – для более точной реконструкции всех этапов «возникновения лица».

Исследование представлено в журнале Nature.
По материалам пресс-релиза ESRF.
Источник: nauka21vek.ru