Генетики прочитали геном мухи цеце

Международный коллектив, состоящий из 146 ученых из 78 научно-исследовательских учреждений 18 стран мира, расшифровал геном саванной мухи цеце. Результаты основного анализа опубликованы в журнале Science, кратко с ним можно ознакомиться на сайте Phys.org.

ceceБеременная муха цеце
Фото: Geoffrey M. Attardo / phys.org

Биологи секвенировали 12308 генов родезийской цеце (Glossina morsitans), ответственных за синтез белков. В результате этого ученые открыли несколько специфических адаптаций, свойственных насекомому, которые не поддавались ранее прямому объяснению.

В частности, исследователи обнаружили белки, ответственные за поведенческие реакции мухи, ген rh5, регулирующий работу фоторецепторов насекомого и семейство генов, связанных с работой слюнных желез мухи.

Glossina morsitans — мухи из рода цеце, с длиной тела около 9-12 миллиметров, распространены в саваннах субэкваториальной Африки. Насекомое является гематофагом — питается кровью крупных животных (в том числе и человека) и переносит возбудителей сонной болезни, от которой в Африке умирают более 30 тысяч человек в год. Ареал обитания мухи включает в себя 36 стран с населением более 60 миллионов человек.

Проект расшифровки ДНК мухи цеце длился в течении десяти лет. Секвенирование ее генома позволит ученым найти эффективные способы борьбы с насекомым.