Юные аллигаторы способны отращивать утраченные хвосты

Исследователи из Университета штата Аризона подтвердили, что молодые миссисипские аллигаторы (Alligator mississippiensis способны к регенерации  утраченных фрагментов хвоста. Размер восстановленной части хвоста может достигать 18 % длины тела аллигатора.

Миссисипский аллигатор © Norbert NagelМиссисипский аллигатор
© Norbert Nagel

Биологи обнаружили, что отросшие хвосты представляют собой сложные структуры с хрящевым центральным скелетом, окруженным соединительной тканью, в которую проникают нервы и кровеносные сосуды. Новый хвост отличается от первоначального не только заменой костного позвоночника на несегментированную хрящевую трубку, но и рядом других признаков. В нем отсутствуют скелетные мышцы, которые заменяет соединительная ткань, а в чешуйчатом покрове нет крупных спинных щитков.

«Рост хрящей, кровеносных сосудов, нервов и чешуек соответствовал предыдущим исследованиям регенерации хвоста ящериц, проведенным в нашей и других лабораториях, — рассказывает один из авторов исследования Синди Сюй (Cindy Xu). — Однако мы были удивлены, обнаружив похожую на шрам соединительную ткань вместо скелетных мышц в отросшем хвосте аллигатора. Будущие сравнительные исследования позволят понять, почему регенерационная способность различна у разных групп рептилий».

Предки аллигаторов и птиц разделились около 250 миллионов лет назад. «Наше открытие того, что аллигаторы сохранили клеточный механизм регенерации хвоста, в то время как птицы утратили эту способность, поднимает вопрос о том, когда в процессе эволюции эта способность была потеряна. Есть ли окаменелости динозавров, относящихся к предкам современных птиц, с отросшими хвостами? В литературе мы не нашли ответа на этот вопрос», — замечает другой автор работы, профессор Кенро Кусуми (Kenro Kusumi).

Статья опубликована в журнале Scientific Reports