Китайские пчелы используют сигналы тревоги

Группа исследователей из Китая установила, что китайские восковые пчелы (Apis cerana) используют сигналы тревоги, которые предотвращают вылет рабочих пчел из улья. Наиболее интересно, что сигналы пчел оказались дифференцированными в зависимости от типа угрозы. Столь сложная система сигналов тревоги отмечена у пчел впервые.

Китайская восковая пчелаКитайская восковая пчела
© Rushenb/Wikimedia Commons

Впервые тревожные сигналы были обнаружены шесть лет назад у европейской медоносной пчелы (Apis mellifera). Если вылетавшая на сбор нектара пчела подверглась нападению, например, обитающего на цветке паука, но ей удалось спастись, то при возвращении в улей она дает вибрационный сигнал, благодаря которому остальные пчелы прекращают вылеты в опасный район.

Китайским восковым пчелам угрожают различные хищники, в том числе шершни, которые нападают на пчел во время вылетов, а также могут совершить атаку на гнездо. Среди этих шершней есть более крупный вид (Vespa mandarinia), и вид меньших размеров (Vespa velutina). Эксперименты показали, что интенсивность и продолжительность вибрационных сигналов тревоги, которые издают вернувшие в гнездо пчелы, различается в зависимости от того, с каким из шершней она столкнулась.

Также у восковых пчел обнаружен отдельный сигнал нападения на гнездо. Если при сигналах о наружных нападениях рабочие пчелы перестают летать в опасное место, то при сигнале о нападении на гнездо, они вообще прекращают выходить наружу, а пчелы, отвечающие за охрану гнезда, напротив устремляются к входу, чтобы образовать вокруг шершня-агрессора плотный комок из своих тел и убить его высокой температурой.

Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology