Цветущий куст на берегу пруда привлекает комаров-самок

Усыпанный цветами куст, склонившийся над водной гладью, кажется привлекательным не только романтически настроенным людям. Ученые из Центра медицинской, сельскохозяйственной и ветеринарной энтомологии министерства сельского хозяйства США и Флоридского университета установили, что комары заметно чаще откладывают яйца в водоемы, на берегах которых есть цветущие растения.

Цветущий куст на берегу пруда привлекает комаров-самок© Wikimedia Commons

На стадиях яйца, личинки и куколки комар живет в воде, и лишь взрослые насекомые покидают водную стихию. Самки потом возвращаются к водоемам, чтобы, отложив в воду яйца, замкнуть круг. Исследование американских энтомологов было посвящено размножению комара Aedes albopictus, известного тем, что при укусе он способен передавать возбудителей целого ряда болезней, в том числе желтой лихорадки, лихорадки денге, чикунгуньи, вирус Западного Нила. Исконный регион обитания этого комара – Юго-Восточная Азия, но сейчас он распространился в восточной части США, на побережье Бразилии, в Средиземноморье и в некоторых районах Африки.

В ходе эксперимента ученые поддерживали размножающиеся популяции комаров в огороженном пространстве, предоставляя самкам для питания специальные «кровяные колбасы», наполненные бычьей кровью кишки овец и свиней. Также комарам предлагались контейнеры с водой, куда они могли откладывать яйца. Контейнеры различались по размерам, а также тем, что около некоторых из них находились цветущие кусты буддлеи Давида (Buddleja davidii), популярного декоративного кустарника. В результате ученые обнаружили, что самки комаров чаще выбирали более крупные искусственные водоемы для откладки яиц, а также отдавали явное предпочтение тем, возле которых рос цветущий кустарник.

Такой выбор со стороны комаров можно объяснить тем, что цветы служат для комаров источником пищи, ведь только самки Aedes albopictus, как и многих других видов комаров, способны пить кровь, а самцы питаются исключительно цветочным нектаром. Нектар служит источником пищи и для самок. Авторы работы полагают, что полученный ими результат может быть использован при разработке мер контроля над опасными видами. Также, возможно, удастся выделить вещества, по наличию которых в воздухе комары находят заросли цветущей буддлеи, и использовать их в противокомариных ловушках.

Исследование опубликовал Journal of Medical Entomology