Миниатюрные крабы скрипят на врагов своим желудком

Биолог Дженнифер Тэйлор (Jennifer Taylor) из Океанографического института Скриппса и ее коллеги обнаружили новый механизм воспроизведения звуков у крабов вида Ocypode quadrata. Они могут скрипеть при помощи особого органа, находящегося в пищеварительной системе.

Ocypode quadrata © Hans Hillewaert/Wikimedia CommonsOcypode quadrata
© Hans Hillewaert/Wikimedia Commons

Крабы Ocypode quadrata живут в песке пляжей на американском побережье Атлантики от Массачусетса до юга Бразилии. Размер взрослого краба достигает 5 сантиметров. Они роют норки глубиной до 1,3 метра выше уровня максимального прилива. Питаются эти крабы как более мелкими беспозвоночными, так и растительной пищей.

Ученым уже была известна способность этих крабов производить звуки при помощи трения специальных гребней на своих клешнях. Самцы крабов таким образом отгоняют конкурентов от своей норки или пытаются напугать хищника. Исследования показали, что краб в состоянии по силе звука определить размер и силу своего оппонента и при необходимости отступить.

Изучая звуковую коммуникацию крабов, Дженнифер Тэйлор обнаружила, что они издают скрипящие звуки, источником которых служат не клешни. «Они издавали звуки, но не так, как мы ожидали», — рассказывает она. Тэйлор провела множество экспериментов, заставляя крабов отпугивать от своих норок противника, в роли которого выступали палочки, тела мертвых крабов и дистанционно управляемые игрушки HexBug. В это время исследователи записывали звуки и пытались определить их источник.

При помощи лазерной доплеровской виброметрии удалось установить, что наиболее сильная вибрация происходила в желудке краба. У Ocypode quadrata для измельчения проглоченной пищи служит так называемый мускульный желудок, или «желудочная мельница» (gastric mill), снабженная хитиновыми зубчиками. Как оказалось, эти желудочные зубчики не только помогают обрабатывать пищу, но и способны издавать звуки частотой 2 килогерца. Такие звуки слышны наиболее опасным врагам крабов — енотам и птицам.

Авторы исследования полагают, что резервный звуковой механизм позволяет крабам оставлять клешни свободными, чтобы быть готовыми к драке, если отпугнуть противника не удастся. Ученые выдвинули гипотезу, согласно которой, когда другой краб или хищник находится сравнительно далеко, его пытаются отпугнуть скрипом клешней, когда же враг приближается, переходят на скрип «желудочных зубов».

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B