Названа причина привередливости в выборе «второй половинки»

Биологи из Института зоологии и исследований диких животных имени Лейбница выяснили, при каких условиях возникает взаимный выбор партнера — явление, при котором как самки, так и самцы одного вида выбирают, с кем им спариваться. Препринт исследования опубликован на сайте bioRxiv.

Пара фазановПара фазанов
© Braun, C. / Arco Images GmbH / Globallookpress.com

Известно, что у различных видов животных особи одного пола конкурируют за то, чтобы стать партнерами особей другого. Этот механизм лежит в основе полового отбора, при котором отбираются некоторые черты животных, способствующих его успешности в конкуренции. Например, пышные хвосты у самцов фазанов привлекают самок.

Однако, по словам ученых, большинство теоретических исследований игнорируют эволюцию взаимного выбора партнера, в то время как он был обнаружен у разнообразных животных: амфибий, паукообразных, птиц, ракообразных, насекомых и млекопитающих, включая приматов.

Двусторонний выбор, с кем спариваться, крайне затрудняет успех особей в размножении. Несмотря на такие выгоды, как территория, питание, защита и родительская забота — все, что может обеспечить избранник или избранница, — на поиск идеала затрачивается время, которое можно было бы потратить на спаривание с первым попавшимся партнером. Поэтому ученых заинтересовало, какие условия способствуют развитию взаимного выбора партнера, который, в целом, должен быть невыгоден.

Исследователи разработали модель популяции, где два пола представлены в одинаковых пропорциях. Каждая особь в ней обладала рядом параметров, которые выражали ее вклад в потомство, а также долю отверженных ею особей другого пола. На каждом этапе жизненного цикла особи с определенной вероятностью могли погибнуть.

Результаты показали, что в условиях низкой смертности у одного пола может формироваться выбор партера, даже если другой пол является очень требовательным. Низкая смертность уменьшает затраты на поиск «идеала», но если особь противоположного пола становится менее привередливой, то снижаются как затраты, так и выгоды быть выбранными ею. За эту особь не так сильна конкуренция, и она становится более доступной, но зато с меньшим «приданным» в виде территории или заботы о потомстве.

Кроме того, ученые подтвердили, что большой вклад обоих родителей в потомство также способствует развитию взаимного выбора партнеров.