Не вымер: в Непале заметили редкого щетинистого зайца

Щетинистый (или складчатозубый) заяц (Caprolagus hispidus) внесён в список видов мелких млекопитающих, находящихся в критической опасности. Считалось, что в национальном парке Читван (непал. चितवन राष्ट्रिय निकुञ्ज) этот вид полностью исчез. Во всяком случае, ни одной особи щетинистого зайца в парке не удавалось увидеть с 1984 года — именно тогда такого зайца в Читване увидели в первый раз.

Щетинистый заяц (Caprolagus hispidus) © Journal of Threatened TaxaЩетинистый заяц (Caprolagus hispidus)
© Journal of Threatened Taxa

Но совсем недавно появились хорошие новости. Детёныш щетинистого зайца был замечен фотоловушкой, расположенной в национальном парке Читван, в 150 км от столицы Непала города Катманду.

«Тот факт, что мы наблюдали детёныша, указывает на наличие где-то поблизости родителей, самца и самки, — говорит Бед Хадка (Bed Khadka), главный специалист по природосбережению национального парка Читван. — [Щетинистый заяц — это] небольшое млекопитающее мельче обычного зайца, но крупнее крысы. Считалось, что в парке он больше не встречается, поскольку с 1984 года никаких следов присутствия щетинистого зайца не обнаруживалось».

Щетинистый заяц обитает на высоте 100—250 метров над уровнем моря, населяя высокотравные луга. Время от времени сообщения о следах его присутствия поступали из Индии и Непала, но, как правило, исследователям не удавалось увидеть редкого зайца своими глазами. Однако новое сообщение даёт нам надежду на то, что вид может быть сохранён и восстановлен.

Усилия правительства Непала (а также международных организаций) сегодня сконцентрированы на сохранении крупных млекопитающих, например тигров или носорогов. Этот подход базируется на предположении, что сохранение крупных животных поможет сохранить экосистему в целом, а с ней — не даст исчезнуть мелким видам.

«Теперь я вижу необходимость в программах по защите некоторых мелких млекопитающих», — добавляет Хадка.

Популяция щетинистых зайцев быстро уменьшается под антропогенным давлением, в том числе — из-за регулярного выжигания травы. В заповедных регионах Непала выжигание травы используется руководством парков как способ создания новых лугов для травоядных. Впрочем, побочные эффекты такого «обновления» пока неизвестны. В частности, полагает Хадка, выжигание травяного покрова может быть опасно для щетинистых зайцев.

Статья, посвящённая обнаружению Caprolagus hispidus, была опубликована в журнале Conservation Science, издаваемом в Непале.

Источник: 22century.ru