Неверный подбор корма приводит к прекращению миграций бабочек-монархов

Знаменитые ежегодные перелеты бабочек-монархов (Danaus plexippus) из Канады и северных штатов США в Мексику могут прекратиться. Парадоксально, но к этому может привести деятельность, направленная на сохранение данного вида.

Бабочка-монархБабочка-монарх
© TexasEagle/Flickr

Численность этого вида бабочек сокращалась довольно давно. Это вызвано сокращением площадей лесов, как в США, где бабочки живут летом, так и в Мексике, где они зимуют. Также отрицательно повлияла на количество бабочек-монархов успешная борьба с сорняками на хлопковых и соевых полях. Из-за нее стали редки растения рода ваточник (Asclepias), которым питаются гусеницы этой бабочки.

Многие организации, занятые охраной природы, призвали жителей США для сохранения бабочки выращивать ваточник в своих садах. Были даже организованы раздачи населению семян ваточника. Но благие намерения привели к неожиданным последствиям. Вид, который наиболее часто использовали для этой цели – ваточник кюрасавский (Asclepias curassavica), как оказалось, не прекращает вегетацию в осенне-зимний период, более того, он продолжает образовывать новые листья и цветы. В результате бабочки, имея кормовой ресурс, перестают отправляться в свои дальние путешествия.

Обнаружившие это явление ученые из Университета Джорджии пишут в журнале Proceedings of the Royal Society B, что в районах, где для подкормки бабочек применяется этот вид растения, зимовки бабочек стали постоянным явлением.

Исследователи установили также, что бабочки-монархи, не совершающие миграций, чаще оказываются заражены простейшим паразитом Ophryocystis elektroscirrha. Это приводит к деформации крыльев бабочки, уменьшению размеров тела и сокращению продолжительности жизни. Ученые полагают, что распространенность этого паразита у бабочек связана с переходом к круглогодичному обитанию на одном месте.