Новое исследование предлагает коррекцию генов в утробе матери

Результаты, полученные на мышах, показывают возможности медикаментозной терапии плода при глухоте, – пишет eurekalert.org. Новое исследование, проведенное учеными из Университета здоровья и науки штата Орегон, предлагает способ лечения и профилактики трудноизлечимых генетических заболеваний до рождения.

© ETH Zurich / Jonathan Venetz© ETH Zurich / Jonathan Venetz

Исследователи из Центра исследований слуха штата Орегон, работающие с мышами, вводили специально разработанную синтетическую молекулу в развивающееся внутреннее ухо эмбриональных мышей через 12 дней после оплодотворения. Исследование показало, что метод корректировал экспрессию мутировавшего гена, который вызывает синдром Ашера – расстройство, характеризующееся глухотой и прогрессирующей потерей зрения, поражающее примерно 4-17 из 100 000 человек.

Методика напрямую не переводится на клиническое применение у людей. Тем не менее, новое исследование в сочетании с предыдущими результатами позволяет предположить, что лекарственная терапия может осуществляться через амниотическую жидкость в матке для плода.

Ученые разработали синтетический антисмысловой олигонуклеотид, или АСО, который нацеливается, а затем присоединяется к точным последовательностям нуклеиновых кислот. В этом случае молекула была разработана для нацеливания на пре-матричную РНК, которые определяют, когда, где и насколько сильно гены экспрессируются в клетке. Когда ученые вводили АСО в развивающееся внутреннее ухо эмбриональных мышей, несущих мутацию гена, мыши развивались без симптомов синдрома Ашера.

«Это показывает, что прямое введение ASO во внутреннее ухо восстановило слух и равновесие, – сказал старший автор Джон В. Бриганде – главный исследователь Орегонского центра исследований слуха при Университета здоровья и науки штата Орегон.

Исследователи ожидают перехода от мышиной модели к нечеловеческим приматам, на которых можно более точно моделировать потерю слуха у человека, прежде чем метод будет готов к клиническим испытаниям на людях. Бриганде ожидает, что метод будет полезен для потенциального лечения и профилактики нескольких типов врожденных форм нарушений слуха и равновесия.

Эта работа является на данный момент последней из нескольких инициативах Университета здоровья и науки штата Орегон по разработке новых генетических инструментов для решения генетических нарушений.

Недавно исследователи из Института глаза Университета здоровья и науки штата Орегон впервые использовали другую технику редактирования генов, называемую CRISPR, для редактирования генов в организме человека. В 2017 году исследователи Университета привлекли внимание всего мира, когда исправили мутацию гена, которая вызывает смертельное заболевание сердца у ранних эмбрионов человека.

«В нашем дополнительном подходе к редактированию генов у эмбрионов на ранней стадии в лабораторных условиях мы стремимся исправить аберрантную экспрессию генов во внутреннем ухе плода, находясь внутри матки, – сказал Бриганде. – Мы считаем, что оба подхода имеют высокую ценность».

Статья опубликована в журнале Nucleic Acids Research