Почвенные грибы спасут сою от внезапной смерти

Фитопатологи из Университета Южного Иллинойса во главе с Мириан Пиментель (Mirian Pimentel)  обнаружили новый способ защиты  посадок сои от опасного заболевания. Развитие болезни, вызываемой одними микроскопическими почвенными грибами, тормозят другие микроскопические почвенные грибы.

© Pixabay© Pixabay

Ученые называют эту болезнь фузариозом сои, корневой гнилью или трахеомикозным увязанием, а среди фермеров США, где заболевание распространилось с 1970-х годов, возникло название «синдром внезапной смерти». Листья сои неожиданно желтеют и вскоре отмирают, оставляя на стебле только черешки. В год сельское хозяйство США теряет от этой болезни до 1,7 миллиона тонн сои.

Виновник болезни — патогенный грибок Fusarium virguliforme, который поражает, в первую очередь, корневую систему растений. Выделяемые грибком токсины перемещаются по сосудам растения к листьям и вызывают их гибель. Споры гриба зимуют в почве и способны сохраняться там в течение многих лет. В США заболевание особенно распространено на Среднем Западе и в Северо-Центральном регионе, где высокая влажность почвы и относительно низкая температура способствуют развитию грибка. Современные методы борьбы с болезнью заключаются в обработке семян фунгицидами и поиске сравнительно устойчивых сортов, но эффективность их недостаточна.

Мириан Пиментель и ее коллеги обнаружили, что другой грибок, представитель рода триходерма (Trichoderma), способен подавлять развитие болезни. Кроме того, эти грибы триходерма взаимодействовали с растениями, колонизируя их корни и активируя гены, которые помогают сое отражать нападения патогенов.

«Наши результаты подчеркивают потенциал Trichoderma, произрастающих на соевых полях, в подавлении роста патогенов и снижении степени серьезности синдрома внезапной смерти сои, обеспечивая дополнительные инструменты для биологического контроля при выращивании сои, — говорит фитопатолог Ахмад Фахури (Ahmad Fakhoury) из Университета Южного Иллинойса. — Это исследование подчеркивает возможность внедрения биологического контроля в борьбе с этим заболеванием. Комплексное использование биологического контроля с другими методами может быть ценным для устойчивой и рентабельной защиты от потерь урожая сои».

Исследование опубликовано в журнале Plant Disease