Североамериканское растение становится хищным только во время цветения

Ботаники из Университета Британской Колумбии и Висконсинского университета обнаружили, что небольшое растение из семейства тофильдиевых начинает питаться насекомыми в период своего цветения. Трианта западная (или ложный асфодель западный, Triantha occidentalis) распространена в западной части Северной Америки, от юга Аляски до севера Калифорнии. Это многолетнее травянистое растение с белыми цветками было описано еще в 1879 году американским ботаником Серено Уотсоном.

Triantha occidentalis brevistyla © Forest Service of the United States Department of AgricultureTriantha occidentalis brevistyla
© Forest Service of the United States Department of Agriculture

Авторы нового исследования обнаружили, что цветоножки у трианты западной покрыты липким веществом и имеют крошечные волоски, вырабатывающие пищеварительный фермент — фосфатазу. Липкое вещество способно улавливать мелких насекомых, которые перевариваются ферментом из волос, позволяя растению поглощать питательные вещества. Факт хищничества был доказан экспериментально, когда ученые добавили в корм плодовых мух изотоп азота, который редко встречается в природе. Затем мух посадили на растения, а две недели спустя этот изотоп распространился по листьям и стеблям трианты.

Расчеты показывают, что трианта за счет насекомых получает примерно половину необходимого азота — столько же, сколько знаменитое хищное растение росянка. Примечательно, что, хотя цветоножки трианты западной смертельно опасны для насекомых, сами цветы посещаются насекомыми-опылителями. У других хищных растений ловушки обычно располагаются далеко от цветов, чтобы обезопасить опылителей. Исследователи полагают, что могут существовать и другие хищные растения, у которых ловчие волоски располагаются на цветоножках и ранее не были замечены учеными.

Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences