Слух комаров оказался похож на зрение

Зоологи из Санкт-Петербурга и Москвы показали, что орган слуха комара-пискуна передает информацию о звуковых волнах примерно так же, как наша сетчатка глаза. В работе использовали самцов одного из самых распространенных в России видов комаров — комара-пискуна Culex pipiens.

Culex pipiens © wikipedia.orgCulex pipiens
© wikipedia.org

Предыдущие поведенческие исследования показали, что они находят самку с помощью джонстонова органа. У комаров он располагается в усиках. В нем находятся механорецепторы, воспринимающие движения соприкасающихся с ними субстанций — жидкости, воздуха или твердых поверхностей. Он есть у большинства насекомых, но конкретно у комаров выполняет функции органа слуха. По всей видимости, пискуны и родственные им виды выявляют наличие поблизости самки, воспринимая частоту биения ее крыльев. Она выше, чем у самцов.

Теперь появились экспериментальные доказательства этого предположения на уровне отдельных клеток. Активность нейронов в составе джонстонова органа записывали в то время, когда самцам комаров давали слушать звуки различной частоты. Выяснилось, что чувствительные клетки джонстонова органа «откликаются» на колебания воздуха частотой от 85 до 470 Герц. Нейроны в нем по физиологическим свойствам можно поделить на восемь групп, притом большинство из них настроено на восприятие частот от 190 до 270 Герц. Именно с ней машут крыльями самки в полете. У самцов аналогичный звук несколько ниже.

Интересно, что механизм передачи сигнала от чувствительных клеток джонстонова органа в другие области нервной системы отличается от того, что обычно используется в органах слуха других животных. Механорецепторы комаров не подают резких «скачков напряжения». Скорее, они плавно изменяют свой потенциал. Кроме того, у комаров-пискунов такие рецепторы собраны в группы по два или три. Такая «скученность» и постепенное изменение потенциала свойственны светочувствительным клеткам сетчатки позвоночных, но не слуховым рецепторам.

Научная статья по итогам исследования опубликована в Journal of Experimental Biology