Тесты по созданию генно-модифицированных комаров, не переносящих вирусы и инфекции, вступили в новую фазу

Малярия ежегодно становится причиной более 400 тысяч смертей в год, в основном детей. В борьбе с насекомыми — переносчиками болезни ученые прибегают к крайним мерам: они хотят генетически модифицировать насекомых, лишив их способности переносить вирусы и инфекции.

Anopheles albimanus © James Gathany/Penn State UniversityAnopheles albimanus
© James Gathany/Penn State University

Специалисты надеются, что это поможет уничтожить многие болезни, которые переносят москиты и крайне опасны для людей. Идея известна как генный драйв: предполагается, что комары, лишенные способности переносить вирус, в течение нескольких поколений полностью заменят существующую популяцию, причем модифицированные гены передадутся и всем их потомкам.

Идея вызвала множество споров и дискуссий, ведь она противоречит основам природы, однако сейчас активно рассматривается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Теперь тестирование вступило в новую фазу — с крупномасштабным выпуском генетически модифицированных насекомых внутри объекта города Терни, Италия.

Используя технику редактирования CRISPR, ученые изменили у насекомых ген, известный как «двойной пол» (doublesex). Он трансформирует самок комаров, лишая их способности к укусу, и делает их бесплодными. Сейчас насекомые выпускаются в помещения, воспроизводящие их естественную среду, с теплым влажным воздухом и местами для укрытия. Искусственные источники света используются для имитации восхода и захода солнца. Идея состоит в том, чтобы увидеть, могут ли комары с генетическим кодом, отредактированным CRISPR, уничтожить немодифицированных насекомых внутри клеток — такие ожидания следуют из предыдущих исследований. В реальном мире такие комары могут быть выпущены в районах, где распространена малярия, которая уносит жизни многих людей: эта болезнь становится причиной более 400 тысяч смертей в год, в основном погибают дети младшего возраста.

Вместе с тем у этой идеи есть и свои оппоненты. Многие ученые напоминают, что, когда дело доходит до изменения генетического кода на таком фундаментальном уровне, мы просто не знаем, какое влияние эти генетически отредактированные комары окажут на окружающий мир. По этой причине лаборатория была спроектирована таким образом, чтобы свести к минимуму любую вероятность того, что спроектированные комары могут выжить: не зря эксперимент проводился в Италии, где этот вид комаров — Anopheles gambiae — не смог бы выжить в естественных условиях.

«Мы не знаем, к каким последствиям может привести эта технология, поэтому нужно оставить все так, как есть. Разные исследователи пытаются использовать Африку в качестве большой лаборатории для тестирования своих рискованных технологий», — говорит директор Фонда здоровья матери-Земли в Нигерии (Health of Mother Earth Foundation) Нниммо Бэсси (Nnimmo Bassey). Ему вторят некоторые другие эксперты, которые считают, что выпуск генетически модифицированных комаров в естественные экосистемы может нанести вред другим растениям и животным, которые зависят от них.

Команда исследователей же, в свою очередь, противостоит критике, подчеркивая, что они работают медленно и методично, а потенциальные побочные эффекты не перевешивают возможной ликвидации малярии. Сейчас ученые нацелены только на один вид комаров из сотен, а до того, как генетически отредактированные насекомые вылетят в естественные условия, пройдет несколько лет тщательных исследований и консультаций.

Метки , , , , . Закладка постоянная ссылка.