У хамелеонов обнаружена способность к флуоресценции

Немецкие ученые открыли, что у целого ряда видов хамелеонов гребни и бугорки на теле светятся синим цветом в ответ на ультрафиолетовое излучение. Подобное явление, называется флуоресценцией. Оно порой встречается у водных организмов, но куда реже распространено среди наземных животных.

У хамелеонов обнаружена способность к флуоресценции© David Prötzel, ZSM & LMU

Однако теперь ученые начинают подозревать, что флуоресценция встречается чаще, чем считалось, просто раньше исследователи не догадывались, что ее нужно искать. Например, первый случай флуоресценции у лягушек был открыт лишь в прошлом году, хотя вид лягушек, обладающий этой способностью, был известен с 1799 года.

Аспирант Баварской государственной зоологической коллекции Давид Прёцель (David Prötzel) признает, что исследователи едва смогли поверить своим глазам, когда посветили на хамелеонов ультрафиолетовой лампой и увидели светящиеся голубоватым светом узоры у них на головах, а у некоторых видов и по всей поверхности тела. Исследования строения тканей показало, что кожа на бугорках и гребнях у хамелеонов очень тонкая, и это дает возможность ультрафиолетовому излучению достигнуть костной ткани, где оно поглощается и излучается вновь как синий флуоресцентный свет. Старший автор исследования, куратор отдела герпетологии Франк Глау (Frank Glaw) говорит, что флуоресценция костей в ультрафиолете известна ученым давно, но никто не догадывался, что существуют животные, использующие это явление.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports