Ученые добились рождения мышат, развившихся из гранулезных клеток

Китайская группа исследователей  сообщила об удачном эксперименте, в ходе которого удалось добиться рождения мышат, развившихся из гранулезных клеток, а не из яйцеклеток. Полученные мыши ничем не отличаются от мышей, эмбриональное развитие которых шло естественным путем.

Выращенная из гранулезной клетки мышь © Lin LiuВыращенная из гранулезной клетки мышь
© Lin Liu

Каждый ооцит (незрелая яйцеклета) находится внутри отдельного пузырька — фолликула. Но, помимо ооцита, в фолликуле располагаются также гранулезные клетки, ответственные за выработку некоторых необходимых для нормального развития яйцеклетки гормонов. Недавние исследования показали, что гранулезные клетки обладают пластичностью, свойственной стволовым клеткам.

«При экстракорпоральном оплодотворении используют только ооцит процедуры, — рассказывает старший автор нынешнего исследования Линь Лю из Колледжа наук о жизни Нанкайского университета. — После извлечения яйцеклетки гранулезные клетки фолликула выбрасываются. Это заставило нас задуматься: а что, если мы сможем использовать эти гранулезные клетки? Каждая яйцеклетка окружена тысячами гранулезных клеток, и если мы сможем сделать их плюрипотентными клетками и потом превращать эти клетки в ооциты — разве мы не убьем двух зайцев одним выстрелом?»

Обычно гранулезные клетки гибнут после извлечения из фолликула. Но ученым удалось подобрать смесь химических веществ, позволившую им продолжать развитие. Туда вошли ингибитор ро-ассоциированной протеин-киназы (ROCK-ингибитор) и кротоновая кислота. В итоге удалось превратить гранулезные клетки в химически индуцированные плюрипотентные клетки — аналог природных эмбриональных стволовых клеток, способных давать начало клеткам разного типа. Ученым удалось направить их развитие в сторону образования ооцитов. Также при помощи воздействия несколькими химическими компонентами ученые сумели добиться формирования новых фолликулов и вызвать мейоз ооцитов. После эти ооциты были оплодотворены и пересажены суррогатным матерям.

Развитие эмбрионов завершилась рождением здорового потомства. Сейчас мышам, полученным из гранулезных клеток, уже около года. Они уже дважды разможались, принеся 13 и 7 мышат.

«Это удивительный результат, — говорит Линь Лю. — Компетенция индуцированной плюрипотентной зародышевой линии обычно ниже, чем у эмбриональных стволовых клеток. Она имеет решающее значение для передачи генетической информации следующему поколению. Применение ROCK-ингибитора и кротоновой кислоты позволило эффективно решить эту задачу».

Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Reports