Ученые выяснили, как работает «врожденный иммунитет»

Ученые из лаборатории Бруно Леметра в Институте глобального здравоохранения EPFL использовали CRISPR, технику редактирования генов, чтобы удалить не менее 14 антимикробных пептидов (АМР) у плодовой мушки дрозофилы,  сообщается  на портале EurekAlert!. Так они смогли выявить функцию АМР в иммунном ответе организма на заболевание. Исследование поможет в будущем предотвратить распространение насекомыми инфекций, а также управлять такими насекомыми, как пчелы, которые играют важную роль в экономике.

Mark Austin Hanson, EPFL© Mark Austin Hanson, EPFL

Когда речь идет об иммунной системе, мы обычно думаем, что первыми в бой с патогенными микроорганизмами бросаются лимфоциты, такие как В- и Т-клетки или макрофаги. Но наша иммунная система на самом деле включает менее известную и малоизученную первую линию защиты, называемую «врожденным иммунитетом».

Одним из основных видов оружия врожденного иммунитета является семейство небольших пептидов, известных как «антимикробные пептиды», или сокращенно AMP. AMP вырабатываются клетками хозяина (например, человека) и борются с вторгающимися микроорганизмами, разрушая их клеточные мембраны или нарушая их функции.

Несмотря на их важность, мы очень мало знаем о AMP. Некоторые исследования in vitro показали, что эти пептиды могут убивать бактерии и грибки, но исследователям трудно изучать их на живых организмах. Одна из причин заключается в том, что врожденный иммунитет включает слишком много факторов, поэтому выделить эффект от работы лишь AMP в живом организме очень сложно.

Но специалисты из Швейцарии нашли способ. Они выяснили, что, по крайней мере, у дрозофилы антимикробные пептиды действуют в основном против грамотрицательных бактерий (например, кишечной палочки, видов Enterobacter) и некоторых грибов. AMP могут работать сообща, при этом некоторые из них могут быть невероятно сильными «противоядиями» от конкретных инфекций (например, AMP диптерицин эффективен против патогена P. rettgeri). Этот неожиданный результат подчеркивает ранее неизвестный уровень специфичности врожденного иммунного ответа.

«Эти результаты подскажут нам, как наши собственные AMP могут помочь в борьбе с болезнями, – добавляет Марк Остин Хэнсон (Mark Austin Hanson), ведущий автор исследования. – Может случиться так, что у некоторых людей есть дефектная копия конкретного AMP, необходимого для предотвращения распространенной инфекции – например, уропатогенной кишечной палочки – и поэтому эти люди с большей вероятностью могут подхватить инфекцию».

Статьяопубликована на портале eurekalert.org