Ученые нашли аналог “чутья человека-паука” у настоящих пауков

РИА Новости. Пауки-скакуны оказались обладателями невероятно острого слуха – они слышат то, что происходит на противоположном от них конце комнаты, несмотря на то, что у них нет барабанных перепонок, что помогает им спасаться от ос-паразитов, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Паук-скакун, у которого ученые нашли аналог паучьего чутьяПаук-скакун, у которого ученые нашли аналог паучьего чутья
© Gil Menda and the Hoy lab

“В один день Гил проводил эксперименты с пауками и начал записывать сигналы, исходящие из той части мозга, которая находилась чуть глубже, чем та, которую мы обычно изучали. Когда он отошел от паука и задел по пути стул, его ножки заскрипели, скользя по полу лаборатории. В это время динамики, к которым были подключены нейроны, начали издавать характерные хлопки, говорящие о включении нервных клеток. Гил еще раз подвинул стул, и нейроны “хлопнули” еще раз”, — рассказывает Пол Шэмбл (Paul Shamble) из Гарвардского университета (США).

Как рассказывает Шэмбл, это открытие было совершено случайно – изначально он и Гил Менда (Gil Menda), нейрофизиолог из Корнеллского университета (США), проверяли работу новой методики записи сигналов нейронов, наблюдая за работой той части центральных нервных узлов пауков-скакунов (Phidippus audax), которая отвечает за работу его глаз.

До этого открытия все энтомологи считали, что пауки-скакунчики используют в первую очередь свои гигантские глаза, в которые встроен сверхточный “дальномер”, и чувство осязания, позволяющие им ориентироваться в пространстве и почти безошибочно прыгать на жертву.

Так как у Phidippus audax и других пауков нет барабанных перепонок, звуки они ощущают лишь при помощи чувствительных волосков, которыми усеяно их тело. Эти волоски, как считали ученые раньше, могут чувствовать звуки, источник которых находится не дальше 10-15 сантиметров от паука. Поэтому открытие того, что эти пауки обладают феноменально острым слухом для своих размеров, стало полной неожиданностью для Шэмбла и Менды.

Обнаружив, что паук слышал звуки примерно с дистанции в метр, ученые начали экспериментировать и издавать разные звуки со всех концов лаборатории. Опытным путем они установили, что скакуны могут слышать низкочастотные звуки с расстояния в 3-5 метров.

Секретом этой “суперспособности” пауков была сверхвысокая чувствительность волосков на их ногах – по словам ученых, легкого прикосновения к одному из них было достаточно для того, чтобы заставить нейроны в “центре слуха” членистоногого “хлопать” с большой силой.

Зачем пауку нужен суперслух? Как считают Менда и Шэмбл, он помогает ему спасаться от ос-наездников, которые нападают на пауков и откладывают в них свои яйца. В пользу этого говорит то, что слух скакунов “настроен” на максимальную чувствительность в окрестностях 60 герц, на частоте, на которой вибрируют крылья ос.

“В комиксах и фильмах, у человека-паука есть странная способность, дополнительное шестое чувство, “паучье чутье”, помогающее ему чувствовать опасность. Оказалось, что в реальной жизни пауки могут обладать такой способностью, слыша опасность при помощи своего супер-слуха”, — заключает Менда.